Это не просто Новый год: Китай встречает Огненную Лошадь
Пока мы во всю встречаем масленицу и готовимся к Великому посту, Китай начинает встречать Новый год. 17 февраля здесь встречают не 2026-й, а 4724 год по местному летоисчислению, и это событие затронет каждого из полуторамиллиардного населения. Праздник Весны (или Чуньцзе) – это не просто дата в календаре, а сложнейший ритуал, законы которого не смеет нарушить никто.
Миграция, которая парализует планету
Западный человек мечется по магазинам в поисках подарков, китаец же мечется по стране, чтобы успеть домой. «Чуньюнь», или весенняя миграция, превращает Китай в единый транспортный муравейник. Только за первую неделю этого паломничества жители совершили более 1,4 миллиарда поездок. Вокзалы и аэропорты работают на износ, билеты на поезда раскупаются за секунды, а на автотрассах вырастают многочасовые пробки. И это только разминка: за все 40 дней «чуньюня» прогнозируется до 9,5 миллиарда перемещений.
Все красное: от фонарей до нижнего белья
Легенда гласит, что давным-давно чудовище по имени Нянь (что означает «год») выходило из моря, чтобы пожирать скот и людей. Спаслись предки благодаря... красному цвету и шуму. Однажды замечено было, что монстр испугался малыша в ярко-красной одежде. С тех пор красный стал главным цветом праздника. Им украшают дома, развешивают фонари (обязательно парное количество!), наклеивают на двери перевернутый иероглиф «фу» (счастье) – считается, что так удача буквально «придет» в дом.
А чтобы Нянь точно не вернулся, китайцы гремят петардами и фейерверками, превращая небо в огненное шоу. И ни в коем случае нельзя ложиться спать в новогоднюю ночь – монстр может принять ранний отход ко сну за приглашение на ужин. Да и гала-концерт по центральному телевидению, который длится до утра, пропустить никак нельзя: это самая рейтинговая программа на планете.
Деньги в конвертах и пельмени с сюрпризом
Вместо сладких подарков китайские дети получают красные конверты – хунбао. Внутри – купюры, и это не просто деньги, а целое послание. Сумма должна быть четной, но без четверки: иероглиф «четыре» («сы») звучит как слово «смерть». А вот «восемь» («ба») и «шесть» («лю») приветствуются – они обещают богатство и легкий путь.
Стол в эти дни ломится от символов. Пельмени («цзяоцзы») лепят всей семьей, и их форма напоминает древние китайские монеты – к богатству. Рыба на столе («юй») обязательна, потому что это слово звучит так же, как «изобилие». Причем есть ее нужно так, чтобы обязательно остались остатки – символ того, что достаток не кончится в новом году. На юге готовят сладкие рисовые шарики «танъюань» – они означают, что семья будет крепкой и единой. А овощи на столе подают целиком, чтобы жизнь была долгой, как стебель сельдерея.
Никакой уборки, ножниц и ссор
Первые дни года опутаны строжайшими запретами. Нельзя подметать и мыть голову – так можно вымести или смыть удачу. Нельзя брать или давать в долг, чтобы не остаться с пустым кошельком. Нельзя шить и пользоваться ножами – отрежешь счастье. Нельзя даже плакать и ссориться, чтобы не привлечь несчастья. И уж точно нельзя надевать черное и белое – цвета траура.
Финал под миллионами фонарей
Торжество не заканчивается через неделю. Кульминация наступит 3 марта, когда весь Китай озарится огнями Фестиваля фонарей. В небо улетят тысячи светящихся шаров, на улицах затанцуют львы и драконы, а люди будут есть юаньсяо – те самые рисовые шарики, похожие на полную луну. В этот день есть опасность так зазеваться на красоту, что забыть поесть, гласит народная поговорка. И магазины готовятся: в этот день продаются сотни тысяч килограммов угощения.
Огненная Лошадь вступает в свои права. Год обещает быть страстным, стремительным и ярким. Главное – удержаться в седле.



Комментарии
Добавление комментария
Комментарии