Абстрактное искусство: как всё начиналось

Летом 1871 года 57-летняя Джорджиана Хоутон (1814–1884) организовала в Лондоне выставку, на которой представила 155 своих акварелей под названием «Рисунки духов». По словам художницы, картины создавались не ею самой, а с помощью духов умерших мастеров, которые использовали её как медиума. Хоутон утверждала, что к ней являлись души великих живописцев и буквально вели её руку.
Несмотря на необычный подход, публика осталась равнодушной — была продана лишь одна работа. Художница оказалась на грани финансового краха. Всё началось ещё в 1859 году: на спиритическом сеансе она, по её словам, получила первое послание от своей умершей сестры. Вскоре Джорджиана начала регулярно вступать в контакт с «отрядом из 70 архангелов» — среди них были Эзимор, Глиов, Минакс, Ярно и даже архангел Гавриил.
В 1861 году её потусторонние наставники вдохновили её передавать эти послания не словами, а через визуальные образы. Хоутон верила, что сам Тициан через неё создал одну из работ и подписал её от своего имени. Так, по её версии, появилось изображение «бдительного Ока Господа».
После провала выставки Хоутон почти прекратила творить в этом направлении. Её место заняла художница из Швеции — Хильма аф Клинт (1862–1944), чьи абстрактные работы спустя сто лет стали настоящим открытием. Выставку аф Клинт в музее Гуггенхайма (2018–2019 гг.) посетили более 600 тысяч человек.
История Хильмы аф Клинт удивительным образом напоминает путь Джорджианы Хоутон. В 1880 году умерла её сестра Термина, и Хильма тоже обратилась к спиритизму, чтобы установить контакт с ней. Со временем вокруг неё сформировалась группа единомышленниц — «Пятёрка» (по-шведски De Fem), которые также считали себя медиумами. В их записях упоминаются имена духов-наставников: Амалиэль, Ананда, Клеменс, Эстер, Георг и Грегор.
Именно Амалиэль, по словам художницы, в 1906 году поручил ей рисовать не для людей, а на «астральном плане» — передавая духовные сущности и «вечные аспекты человека». Подруги предупреждали её, что такие практики могут навредить психике, но аф Клинт продолжила работу. Результатом стала серия из 200 полотен под общим названием «Картины для Храма» (1916).
Позднее она прекратила заниматься спиритическим искусством. Искусствоведка Дженнифер Дазал описывает эти ранние работы как «созданные в состоянии одержимости». В 1908 году Хильма встретилась с философом Рудольфом Штайнером, который не признал её медиумические способности и порекомендовал спрятать работы на 50 лет.
Аф Клинт умерла в 1944 году. Её первая выставка состоялась только в 1986 году в Лос-Анджелесе под названием «Спиритизм в искусстве: абстрактная живопись 1890–1895 годов».
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии