Криминал
4 414

Нужно ли в Беларуси ужесточить наказание за живодерство?

За последние годы случаи живодерства стали не редкостью. От описание отдельных случаев просто шок! На это даже вынуждены были отреагировать законодатели. Теперь живодеры могут за свои зверства получить тюремный срок до года. Справедливо ли наказание?

В 2013 году в сети прогремела череда новостей о минском живодере. Все началось с района Серебрянка, где в милицию стали поступать сообщения об искалеченных или убитых животных. Первый случай был зафиксирован в начале октября 2013, к ноябрю количество пострадавших животных выросло до нескольких десятков.

Как рассказывали волонтеры, первых жертв еще можно было спасти – у котов были отрезаны хвосты, а вот последних животных находили уже убитыми: с живой собаки сняли шкуру и отрезали уши.

Председатель общественного объединения помощи бездомным животным «ЗООшанс» Ольга рассказала: «Собака была найдена уже мертвой, а котенка пришлось усыпить, потому что у него были отрублены все четыре лапы, он потерял очень много крови»

Животных находили на разных улицах, и в разных местах, у волонтеров было подозрение, что жертв сначала глушили, а потом относили в какое-то помещение. На тот момент, волонтерам удалось спасти восемь котов, которые позже проходили реабилитацию. Ветеринар частной клиники пояснил, что без хвостов коты смогут жить, но в руках живодера могли умереть от болевого шока.

Волонтеры и жители Минска были очень обеспокоены ситуацией, с которой столкнулись. Такой жестокости с животными никто не ожидал. В СМИ появлялись комментарии очевидцев, от которых стыла кровь. Волонтер Алена: «В Серебрянке была обнаружена небольшая убитая собака – с нее полностью сняли кожу, ей вспороли живот и отрубили уши. Сегодня утром волонтерам общественной организации "ЗООшанс" прислали фото трупа собаки, а позже за трупом поехали наши девочки с мужьями. Они его действительно нашли и сейчас везут на освидетельствование к ветеринару. Мы хотим получить заключение о том, что это сделано именно руками человека. Незадолго до этого тоже в Серебрянке был обнаружен котенок с отрубленными лапами и резаной раной в области шеи. Когда мы пытались его словить, он, бедный, на оставшихся обрубках пытался убежать от людей. Это страшное зрелище. Девочки завезли его к ветеринару и усыпили. Жить бы он уже не смог -  в нем почти не осталось крови. Без лап и весь в крови он находился практически сутки".

Волонтеры обращались с заявлениями в милицию и прокуратуру, чтобы вандала наказали. Очень радует то, что откликнулось столько людей, а некоторые даже предлагали денежное вознаграждение за любую стоящую информацию о минском живодере.

За год до этого случая, в Новолукомле были обнаружены разрушенные гнезда бакланов, а у живых птенцов отрезали верхние части клювов. Многих пришлось усыпить, так как без клювов они не могли питаться и были обречены на голодную смерть. Виновным оказался сотрудник местного рыбхоза Вадим Колодкин. Его признали виновным в жестоком обращении с животными и приговорили к штрафу в 25 базовых величин (2,5 млн рублей до деноминации). Суд также постановил, что ему, кроме прочего, необходимо будет выплатить ущерб, нанесенный окружающей среде. В частности, за уничтожение бакланов - 11 млн 200 тысяч рублей. Весь ущерб был оценен в 20 млн 760 тысяч. Правда, жестокость виновного имела под собой скорее экономические мотивы, а эксперты тогда выражали сомнения, что один человек мог покалечить столько животных.
До этого был зафиксирован случай, когда 20-летний минчанин взял у зоозащитников добермана, а затем отрезал ему голову. Суд Минского района приговорил его к административному аресту на 15 суток.

До 2015 года за жестокое обращение с животными в Беларуси было предусмотрена лишь административная ответственность. На тот момент, согласно Кодексу об административных правонарушениях, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а также истязание животных влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

В 2015 году в Уголовном кодексе Беларуси появилась статья, предусматривающая наказание за жестокое обращение с животными. Так, жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, наказывается общественными работами, штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. За аналогичное правонарушение, совершенное повторно либо группой лиц, наказывают арестом, ограничением свободы на срок до одного года или лишением свободы на тот же срок. За истязание животных предусмотрена административная ответственность.

28 января 2015 года в силу вступила статья 339-1 Уголовного кодекса Беларуси. За жестокое обращение, которое привело к гибели или увечью животного, совершенное из хулиганских, корыстных, иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. За то же действие, совершенное повторно, можно получить наказание в виде ареста, или ограничения свободы до года.

После появления статьи 339-1 количество пострадавших животных уменьшилось, но по-прежнему остаются те, кому нужна помощь. В месяц благотворительным организациям удается пристроить около 30 котов. Это хороший результат, но к волонтерам постоянно поступают новые постояльцы. Так как это не государственное учреждение, приюты и места временного содержания существуют благодаря волонтерам и пожертвованиям на счет организаций. В республике нет ни одного государственного приюта для животных.

Каким, по вашему мнению, должно быть наказание за жестокое обращение с животными?

Анна, 37 лет, бухгалтер:

Хорошо, что у нас все-таки есть уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, но мне кажется, что год – это мало. Почему людей сажают в тюрьму на 12 лет за кражу, а за убийство живого существа только год?

Юлия, 24 года, дизайнер:

Административная ответственность, но только не такая, как сейчас, а прировненная к людям. Чтобы за жестокое убийство или обращение с животным наказывали как за человека. Но для этого наша система не подходит. У нас бездомных животных куда больше, чем бездомных людей. А должно быть наоборот. Потому как люди сами делают выбор в жизни, а животные лишены этого выбора.

Наталья, 21 год, журналист:

Лишение свободы, думаю, вполне уместно. Не на 10 лет, конечно, но от года до трех, вполне.

Эллина, 27 лет, психиатр:

Во-первых, принудительное лечение. Совершенно однозначно недостаточно лишить человека свободы, это не убьет в нем желание, это ведь психическое расстройство и его непременно надо лечить.

Валерий, 28 лет, логист:

Самым гуманным будет поменять местами животных и этих преступников. Пускай на этих живодерах ставят опыты и тестируют косметику и медикаменты.