Криминал
316

Кобринчанин про «серый» бизнес на приграничье с Украиной

Почему Украину заполонили «евробляхи» и при чем здесь наши сограждане. 

Украинские автолюбители, экономя на ввозных пошлинах, пригоняют машины из Евросоюза, не растамаживают и катаются на европейских номерах. Только за прошлый год в соседнюю страну было ввезено 958 тысяч таких авто. В «серых» схемах замешаны и наши соотечественники. Чем чреваты такие сделки и где кроются подводные камни, — выяснял корреспондент «Народной газеты». 

О «серых» схемах поставок «европейцев» в Украину

доманово

В  пункте пропуска «Доманово» украинский таможенник задает мне единственный вопрос: «Автомобили с европейской регистрацией на себя оформляли?». Услышав отрицательный ответ, рассказывает, что в «серых» схемах поставок «европейцев» в Украину активно участвуют белорусы. За 20—30 долларов люди регистрируют на себя временный ввоз автомобилей с европейской регистрацией в Украину, но при этом даже не догадываются о поджидающих их неприятностях. 

Дорога от границы до Ковеля неважная, но оживленная. Машин с польскими и литовскими номерами встречается много. Примерно каждое пятое авто — с «евробляхой». Возле магазина в городке Ратно встречаемся с владельцем Renault Laguna Владимиром. Раньше он работал инженером в Луцке, последние полгода перебивается случайными заработками. Каждая гривна на счету. О том, какую машину выбрать — официально растаможенную или временно ввезенную, парень долго не задумывался. Математика простая

— Считай сам: свою «француженку» я купил в Польше за тысячу долларов. Добрые люди помогли переоформить, перевезти через границу. Мои сопутствующие затраты не превысили 500 долларов. Такую же машину в приличном состоянии на украинских номерах за 5 тысяч долларов еще нужно поискать.

В украинском обществе отношение к новой автодействительности, мягко говоря, неоднозначное. Владельцы таких машин часто, совершив ДТП, попросту скрываются с места аварии. Найти виновника потом очень сложно — практически нереально. 

Александр Турицкий работает водителем на частном предприятии. Прошлым летом с любимой девушкой Татьяной сыграли свадьбу. С помощью родителей купили десятилетнюю Skoda Octavia на украинской регистрации. Цена вопроса — 8 тысяч долларов. В Польше такую же можно купить за пять. Вариант пригнать оттуда и ездить на польских номерах ребята даже не рассматривали:

— Для нас достаточно одной веской причины — если машину угонят, ее попросту не найдут. Но даже не эта причина главная. Мы хотим жить в правовом государстве, поэтому законы важно соблюдать. Можно добиваться их изменения, ратовать за снижение пошлин, устраивать митинги и акции, тем не менее нужно чтить те законы, которые действуют здесь и сейчас. 

Почему в Украине сложилась такая ситуация?

Таможенный кодекс запрещает ввоз в страну авто с иностранными номерами для собственного пользования. Однако возможность временного ввоза авто на срок до одного года имеют иностранцы. Именно этой лазейкой и пользуются многие украинские граждане. 

Брестские таможенники рассказали, что украинцы часто гонят на родину машины из ЕС через белорусско-польскую границу. Оформляют временный ввоз, а спустя несколько часов выезжают в Украину, машины при этом регистрируют на посторонних людей, так называемых верблюдов. Попытался отыскать тех, кто может помочь с доставкой авто в Украину. Проблем не возникло — в интернете огромное количество предложений. Вот одно из опубликованных ВКонтакте (авторский текст сообщения сохранен): 

«Мы работаем в Беларусь на Бел-Украинской таможне пропуск Мокраны. Мы придоставляем следующий спектр услуг; мы привозим и увозим нерезидентов сами. придоставляем не резидента (верблюда), делаем доверенности завереные натариально при необходимости. От вас нужны только эти документы на авто: доверенность если она есть, зеленая карта, купчи-продажи, тех паспорт авто, тех осмотр и страховка. Если есть вопросы по поводу перигона авто на год в Украину обращайтесь мы проконсультируем вас».

Подобные услуги обходятся украинцам 400—500 долларов. Основную часть этой суммы получают организаторы схемы, какие-то деньги уходят на «решение вопросов» на украинской границе, «верблюду» достается всего лишь 20—30 долларов. В приграничных регионах нашей страны существует своеобразный бизнес по доставке местных жителей на границу, где на них оформляют временный ввоз европейских автомобилей. Пенсионер Иван Алексеевич из Кобринского района рассказал, как работает эта схема:

— Позвонил друг сына, предложил заработать 30 долларов. В детали он не вдавался, рассказал, что нужно помочь с оформлением машины на границе. От меня нужен только паспорт и личное присутствие. Приехали в пункт пропуска «Мокраны», прошли пешком белорусскую границу, а на украинской стороне в очереди уже стояла иномарочка с польскими номерами. Когда подъехали к таможенникам, я лишь подтвердил, что буду ездить на машине в Украине, а ребята сами оформили все документы. Получил свои 30 долларов и вернулся домой. Только потом узнал, что в Украину мне путь заказан...
 

Чем грозит «серый» бизнес белорусам

граница

В Малоритском районном отделе внутренних дел о таких зицавтовладельцах, живущих в приграничье, отлично знают. Начальник РОВД Виталий Гончарук делится своим видением ситуации:

— Эти люди, как правило, злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни. Оформляя на себя автомобили на украинской границе, они не нарушают белорусское законодательство. Тем не менее есть факты, которые вызывают обеспокоенность.

Виталий Иванович рассказывает — наши «автопомощники» едут на границу с одной целью — заработать на спиртное. Вырученные деньги спускают тут же, в ближайшем магазине беспошлинной торговли. Подшофе пытаются добраться домой, и, случается, попадают в ДТП. В этом году на территории Малоритского района произошло две аварии с участием тех, кто выезжал на украинскую границу для оформления автомобилей. В одном случае мужчина отделался переломами ног, а вот его «коллеге» не так повезло — пьяная женщина упала на дорогу и погибла под колесами автомобиля. Собственная безопасность пьяного человека волнует меньше всего... 

— Мы привлекаем их к ответственности за различные правонарушения, ведем разъяснительные беседы, но желающих подзаработать таким способом меньше не становится, — продолжает Виталий Гончарук. — Они часто попадают в различные неприятности. Недавно человек потерял паспорт на нейтральной полосе. Он не смог попасть в Беларусь и его не впустили в Украину. В итоге решил пересекать границу в обход пункта пропуска, за что был привлечен к ответственности.  

— Недавно в Малоритский РОВД обратилась жительница райцентра. Рассказала, что на нее, мать и сестру оформлены автомобили, временно ввезенные на территорию Украины. Поинтересовалась, можно ли им теперь выехать в соседнюю страну. Мы разъяснили, что у сотрудников таможенной службы Украины к ним возникнут вопросы. За нарушение правил временного ввоза можно получить штраф в районе тысячи долларов и запрет на въезд. Такие случаи уже были. Фактически, из-за одного необдуманного поступка девушки лишили себя возможности съездить в Одессу, Львов или Карпаты, — рассказывает Виталий Гончарук. 

Он не исключает — последствия оформления временно ввезенных автомобилей могут быть гораздо серьезнее, чем штраф или запрет на въезд. Украинская сторона вполне может возбудить уголовные дела по фактам нарушения нашими соотечественниками таможенного законодательства и передать в Беларусь материалы для ведения предварительного расследования:

— В этом случае наши сограждане  станут фигурантами уголовных дел. Есть еще один неприятный момент — если автомобиль на еврономерах, оформленный на гражданина Беларуси, совершит в Украине ДТП с тяжелыми последствиями, то у следствия, скорее всего, возникнут вопросы к тому, кто оформил временный ввоз. Стоит ли игра свеч? Думаю, каждый сам ответит на этот вопрос.