Донбасс мертвеца (Часть 2)
Данный текст – продолжение статьи. Начало можно прочитать здесь.
Убийства, похищения, похищения с убийствами, кражи оружия. Торговля золотом и серебром с сепаратистскими анклавами, крышуемая воинской бригадой и местным, луганским СБУ, а также серия преступлений, совершенных в другом секторе, контролируемом на этот раз полицейскими.
Десятки нераследованных преступлений этой войны открывались передо мной. Паутиной убийств, контрабанды и отмывания денег коррумпированных политиков и силовиков был опутан весь фронт.
Прокуратура сил АТО остановила автомобиль по подозрению в провозе контрабанды, за рулем оказался представитель СБУ. Кадр из восстановленного видеоархива
Серия преступлений, казалось, не связанных между собой, разбросанных по всей линии разграничения – от городка Счастье до морского побережья по блокпостам и фрагментам ничейной земли серой зоны.
В этот раз уже не 92-я бригада, державшая под контролем сектор реки Северский Донец, а группа преступников из полицейского батальона на границах с так называемой ДНР была ключевым подозреваемым в серии преступлений.
Убийство гражданского, казненного осенью 2014-го на блокпосту неподалеку от городка Волноваха, было представлено в ту же ночь полицейским батальоном «Киев-2» атакой террористов и обставлено всеми атрибутами такой атаки, сфальсифицированными и сымитированными от первого и до последнего слова, жеста, кусочка металла.
Убийства коммерческие, политические, зачастую убийства ради убийства, как в случае с казнью случайно проезжавшего полицейский блокпост жителя Мариуполя, чью машину решили подорвать, имитируя боевую активность врага.
Обстоятельства этой расправы, на первый взгляд бессмысленной и не оправданной ничем, даже финансовым мотивом, расследовал бывший сержант этого батальона Дмитрий Цветков, бежавший из страны и передавший это и другие дела моему информатору Галущенко, который теперь тоже был мертв…
Комбат подразделения, где служил беглый сержант, – некий Богдан Войцеховский, бывший агентом ГУР (Главного управления разведки) Министерства обороны Украины, связанный некогда с бежавшим в Россию президентом Януковичем, а затем ставший командиром полицейского батальона. Этот бывший разведчик, по данным источников в подразделении, пользовался политической протекцией бизнесмена Косюка – соратника и советника украинского президента Петра Порошенко.
Страницы, посвященные делу полицейского батальона и связей его командира, написанные Андреем совместно с группой его осведомителей в составе этого подразделения, содержали одну любопытнейшую деталь.
Процитирую фрагмент документа:
«Связи.
Войцеховский свободно общается с Терещуком (бывший начальник киевской полиции, по данным министра МВД Авакова, пользовавшийся поддержкой президента Порошенко. – А. Б.), имеет привилегии на ненаказание и т.д.
При возникновении трудностей обращается за помощью к Терещуку, Звягильскому (депутат, угольный магнат, соратник Януковича. – А. Б.), Чалавану (МВД), Кузнецову (МВД), Косюку (бизнесмен)».
Файлы на компьютере Андрея Галущенко помогли частично установить, каким образом близкий соратник Порошенко – тоже бизнесмен и экспортер, как и сам президент, – оказался фигурантом материалов расследования, уничтоженных украинскими спецслужбами.
Фигура аграрного магната Юрия Косюка, вскользь упоминаемая в этом документе, вела в очень интересные места.
Справа олигарх-аграрий Юрий Косюк. Фото: Андрей Гудзенко / Liga.net
Без знаков отличия
«Серая зона», отрезанная от легальных поставок для большинства предприятий торговли и услуг, не входящих в «пул спецслужб», была одним из самых лакомых рынков сбыта. Транспортные коридоры организовывали люди из самых разных военных и полицейских подразделений.
В первые месяцы шаткого перемирия, наступившего после подписания минских соглашений при участии Порошенко, Путина, Меркель, Олланда и марионеточных правителей анклавов «ЛНР» и «ДНР», по автотрассам и проселочным дорогам «зоны» начали курсировать колонны грузовиков, груженных товарами.
Поезда, контролировавшиеся антитеррористическим центром, куда тоже засунул свой нос Андрей Галущенко, стали крупнейшим каналом полулегальной торговли или зачастую криминальных (как с драгметаллами) операций.
В поезде, где по документам должен быть уголь, борцы с контрабандой обнаружили золотые драгоценности. Видео из архива Галущенко
Но оставались и сотни других сухопутных путей.
Именно для этого и были созданы «загонщики» – не дать караванам товаров пройти «необилеченными», «мимо кассы».
Логистическая служба «серой зоны» работала с подставными фирмами и по поддельным документам. Или вообще без таковых.
В «серой зоне» не найти брендированных автомобилей крупных монополистов: чаще всего фуры с товарами перегружались поблизости от линии разграничения, и уже безымянные мелкотоннажные грузовички отвозили груз в точку назначения.
Компаниям Косюка и другим бенефициарам «серой зоны» были открыты они все в том случае, если бизнесмены знали, в какие двери стучать.
Один из таких эпизодов описал мне осведомитель Андрея в одном из полицейских батальонов, вышедший со мной на связь после убийства расследователя:
– Практически все шло раздельно, «Сотке» (позывной комбата полицейского батальона Киев-2 Войцеховского. – А. Б.) сбрасывали номера фур, и их пропускали без осмотра вообще.
Это было уже в начале 2015 года. В конце 2014-го объемы не были такими значительными и практически все авто все равно проверялись. И вот в одной из машин – десятитонный холодильник – была курятина, водитель сказал, что это «Наша Ряба» (компания из агрохолдинга Косюка. – А. Б.). Таких автомобилей ездило много.
Дефицит любых товаров на территории закрытого для всех, кто не обладал эксклюзивным доступом через блокпосты и нелегальные переправы, рынка спровоцировал разницу в ценах примерно в 300 процентов по сравнению с основной территорией страны.
Контрабандист перевозит товары через Северский Донец. Переправу контролируют украинские военные
Похожая тенденция, только с точностью до наоборот, была и с товарами, вывозимыми из зоны.
Благодаря материалам из «черных ящиков» Андрея – той части его досье, которую нам удалось восстановить, – я знал теперь ставки поборов, размер налогов этой теневой экономики «серой зоны», на которой кормился спрут полиции и спецслужб.
Именно первые годы гибридной войны, 2014–2016-й, стали настоящим клондайком для тогдашней политической и бизнес-элиты.
Среди многочисленных бенефициаров такой торговли был и упомянутый в документах Галущенко советник президента Украины и владелец крупнейшего аграрного холдинга.
Падение общего спроса на дорогую мясную продукцию вызвало скачок спроса на товар, производимый его компаниями, – в первую очередь мороженую курятину.
Впоследствии лазейки в торговых соглашениях с Евросоюзом и эксклюзивный доступ на рынки частично контролируемых россиянами, а частично местными воротилами анклавов позволили этому бизнесмену удержаться в десятке богатейших людей страны по версии журнала «Форбс».
Примечательно, что незыблемыми в рейтинге «Форбса» остались первое и второе места в табели о рангах: украинские металлургические магнаты Ахметов и Пинчук сохранили свои позиции.
Спустя шесть лет после начала войны в Донбассе, весной 2020 года в тройку богатейших украинцев по версии «Форбс» вошел наконец и Петр Порошенко, став единственным украинским миллиардером, укрепившим позиции во время войны.
Впервые в истории его собственной бизнес-империи он оказался на третьем месте рейтинга, прибавив к своему состоянию около 100 миллионов долларов и нарастив капитал до $1,4 млрд.
Куры, шоколад, Трамп и «комната, в которой это случилось»
Спустя несколько лет после окончания горячей фазы боевых действий и накануне очередных президентских выборов Порошенко будет настойчиво просить Вашингтон помочь ему в переизбрании на второй срок.
Об одном из таких разговоров в своих мемуарах The room where it happened вспоминает бывший советник по безопасности Белого дома Джон Болтон, описывая свой визит в Украину в 2018 году.
«Порошенко забрал меня в другую комнату на тет-а-тет, где попросил, чтобы США поддержали его переизбрание. Он также выразил ряд других просьб, на которые я отреагировал, и это позволило мне быть не слишком грубым, когда я ответил «нет» на просьбу о поддержке», – вспоминает Болтон.
Не получив поддержки советника по безопасности, имевшего тогда прямой доступ к Овальному кабинету американского президента (той самой, перефразировав Болтона, «комнате, где все случалось»), Порошенко продолжал стучать в другие двери.
Одним из наиболее рьяных защитников пятого президента Украины в Вашингтоне стал бывший американский топ-дипломат Курт Волкер, цитаты которого в поддержку тогдашнего украинского лидера цитировали западные СМИ, а в Украине наперебой ретранслировали медиа, лояльные к президенту.
К появлению дипломата и бизнесмена Курта Волкера в орбите Петра Порошенко имел отношение аграрный магнат Косюк.
Петр Порошенко, тогда еще президент, и спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. Фото: EPA
Согласно расследованию англоязычной киевской газеты Kyivpost, компании Косюка перечислили сумму в $0,6 млн общественной организации «Фонд поддержки реформ в Украине». В свою очередь, уже эта организация оплачивала услуги американских лоббистов от имени созданной Петром Порошенко организации «Национальный совет реформ».
Членом команды американской лоббистской компании BGR – бенефициара этих средств – как раз и был топ-дипломат Курт Волкер, открыто рекламирующий свои услуги в качестве лоббиста на сайте этой фирмы.
Бывший посланник при НАТО и карьерный дипломат, Волкер был назначен спецпосланником в Украину летом 2017 года. Один из ключевых менеджеров в лоббистской компании BGR, Волкер неожиданно вернулся в дипломатический корпус в довольно нетипичном для американской дипломатии качестве – неоплачиваемого спецпосланника (in an unpaid capacity, как цитирует комментарий Госдепартамента сайт NBC).
Роль Волкера как спецпосланника в Украине закончилась после очередного скандала в окружении Дональда Трампа со сливами в прессу переписки самого Волкера с личным консильери Трампа Джулиани касательно неформальных контактов с новым украинским правительством, пришедшим на смену Порошенко в 2019 году.
Компания BGR прекратила сотрудничать с Украиной после поражения Порошенко на выборах в 2019 году, сообщает NBC в публикации, процитированной ранее, приводя цифру, совпадающую с данными расследования киевской газеты KyivPost, впервые опубликовавшей сумму, которую структуры украинского «куриного короля» перечислили лоббистской компании за ее услуги, а именно – $600 тысяч.
Порошенко, в свою очередь, вновь не остался в долгу: фирмы аграрного магната, ранее получившие лазейки в закрытые для простых смертных торговые «серые зоны», теперь стали реципиентами рекордных дотаций из госбюджета.
В частности, в 2017 году предприятия холдинга Косюка получили дотаций из бюджета на сумму 1,4 млрд в местной валюте – гривне, или примерно 35% от общей суммы государственной поддержки аграрной отрасли.
В следующем, 2018 году компании этого магната получили четверть от всей бюджетной суммы, выделенной из украинского бюджета на поддержку агросектора. Журналисты киевской редакции «Радио Свобода» опубликовали в своем расследовании детали того, как местные чиновники оказывали привилегии компаниям Косюка, необоснованно, как пишут журналисты, отказывая другим в выделении дотаций.
То, что должно было бы стать расследованием антимонопольного комитета в верхах и объектом криминального дознания внизу, на уровне теневых кассиров и нелегальной «таможни» фронта, было затерто среди сотен других файлов, которые украинские спецслужбы попытались навсегда засунуть под сукно.
Тем временем я проверяю аутентичность файлов на компьютере моего погибшего информатора, место и время, где они были созданы, кем и когда редактировались. Проверяю их по мета-дате, содержащейся в них.
Файл о расследовании серии убийств группировкой внутри полицейского батальона, где среди связей в верхах организатора преступной банды фигурирует и имя аграрного магната и советника президента, был создан на компьютере Андрея Галущенко 10 июня 2015 года, за три месяца до смерти Андрея и незадолго до того, как он оказался в секторе города Счастье, где заправляла в тот момент другая военно-криминальная группировка.
«Вывод – все заминается», – этими словами Андрей Галущенко заканчивает свой текст.
Вот такую войну исследовал мой товарищ.
Такую войну, будучи в прошлом специалистом по недружественным банковским слияниям и поглощениям, изучал теперь и я, погрузившись в нее вслед за Андреем.
Но если его путешествие в «серость» закончилось 2 сентября, мое в те дни только начиналось.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии