Как уберечь фотоаппарат от ремонта. Эксперт и мастер по ремонту Андрей Петровский

Интервью
15:01
379 просмотров
Татьяна Мухоровская

Уверена, что среди тех, кто пользуется фото и видео техникой в Бресте не менее 3 лет, просто не существует людей, которые хотя бы раз не обращались за помощью и советом к Андрею Петровскому. Он занимается ремонтом фотоаппаратуры более 35 лет. Во времена СССР и БССР эта должность называлась «слесарь по ремонту фотоаппаратуры». Обучали этому делу сразу на практике. Андрей был учеником в мастерской по ремонту фотоаппаратуры в Минске, а когда стал работать в системе «Рембыттехники», то знакомился с новыми фотоаппаратами, их устройством и возможными неисправностями, выезжая в командировки на предприятия по их производству.

Мастерская, где работает Андрей Петровский раньше находилась на Советской и уже тогда стала местом встречи и общения фотографов всего города от начинающих свой путь в искусстве до мэтров или тех, кто себя таковыми считает.

Сейчас Петровский снимает помещение под мастерскую у «Белтелерадиокомпании» на Куйбышева, 64. Там мы и встретились, чтобы поговорить о фотоаппаратах и наиболее частых причинах их поломок. На стенах небольшой комнаты – мини выставка ретро фото техники, черно-белые фотографии Бреста в рамках.

- Это – подарок, человек увлекается черно-белой фотографией и таким видит город. Фотографы, они – разные. Я знаю и другого человека, который снимает в контровом свете и просто тащится от своих размытых фотографий, хотя любой профессионал скажет, что это брак и такие фото надо просто выбросить. Но человеку нравится, и он продолжает шлифовать свой взгляд на мир, иногда меняя объективы или собственно камеру.

- Какие фотоаппараты реже ломаются, какие реже приносят в ремонт?

- Реже, те, которые пользуются меньшим спросом. В Бресте, чаще всего покупают «Nikon» и «Canon», следующий по популярности – «Sony» и – уже совсем редко – «Pentax». Вот аппараты двух последних производителей и приносят реже.

- Чем ремонт нынешний отличается от ремонта прежнего?

- Раньше моделей фотоаппаратов было значительно меньше. Это были «Зенит», «Киев», «ФЭД» и аппараты попроще типа «Смена», «Силуэт», «Агат». «Зенитов», например, через мои руки прошло столько, что, казалось, могу разобрать и собрать их с закрытыми глазами. Они все имели похожую конструкцию и соответственно – дефекты. Например, не работает механизм подъема зеркала, оборвались шторки, не работает заводной механизм. Не надо было сидеть и особо ломать голову. Все просто. В БССР тот, кто ремонтировал фотоаппараты назывался слесарь, сейчас – инженер. Современный фотоаппарат имеет какую-то неполадку, но причин у одной проблемы может быть множество, а надо найти ту единственную, которая и отвечает за поломку.

Вот разобранный фотоаппарат на столе. Вспышка сама по себе исправна, если ее поднять вручную, то все работает. Включаешь фотоаппарат через кнопку On/Off вспышка не работает. На поиски причины может уйти рабочий день или больше. Каждый аппарат и каждый дефект – это что-то новое.

- Какие узлы ломаются чаще?

- В цифровых камерах летят затворы. Просто вырабатывается ресурс. У любительских камер он небольшой, порядка 100 тысяч срабатываний. Иногда ломается раньше. Если аппарат на гарантийном обслуживании, то вопрос решается почти безболезненно. Если гарантии нет, то ремонт влетит в копеечку. Кроме того, ломаются объективы и внутренние шлейфы, в «Nikon»-ах при падении ломаются байонеты.

- Какие наиболее частые причины ремонта?

- Что только с фотоаппаратами не делают – заливают молоком, соком и водкой, однажды принесли фотоаппарат, залитый размокшими от дождя леденцами….

- И что делать?

- Приносить, разбирать и мыть, мыть, мыть… Если вовремя принесли, в течение суток-двух, то можно починить. Хуже всего, если попадает морская вода и аппарат приносят по приезде, спустя неделю. Здесь уже ничего сделать нельзя – коррозия металла от соленой воды наступает очень быстро.

Что касается «мыльниц», то 90% случаев – не закрывается объектив из-за поломок в результате падения техники. Попадает пыль и песок, забиваются датчики и механизмы.

- Аппарат приносят в ремонт. И что там видно?

- Владелец посоветовался с Google и попробовал самостоятельно почистить линзы объектива или матрицу. При чем линзы часто чистят тампоном, хорошо смоченным спиртом, и прижимают его посильнее. Наверное, чтобы было очень чисто. Как результат – можно повредить просветляющее покрытие, очень тонкую пленку, нанесенную на линзы для улучшения светопропускания объектива, и пострадает качество изображения последующих снимков. Отремонтировать такой дефект невозможно. Единственный вариант – замена объектива, если он сменный или покупка нового фотоаппарата, если испорчен несменный объектив. Матрицу любят почистить медицинской грушей, а из нее вместе с воздухом вылетает тальк. Или купят в интернете «швабры», которые сами чистят матрицу, почистили и поцарапали.

- Электроника летит?

- Бывает. В фирменном сервисе могут поменять только плату целиком и это - дорого. Как вариант, можно конечно найти в интернете и заказать испорченную плату – материнскую, вспышки, питания, но цена будет неоправданно высока, проще купить новый аппарат. Сидеть сутками и «прозванивать» плату, чтобы найти неисправный элемент и заменить его могут только фанаты. Для обычного потребителя значительно проще и дешевле найти и купить в интернете новую камеру.

- Сколько времени занимает поиск и определение неисправности?

- Иногда это видно сразу. Но если аппарат сложный, то требуется разборка, а это занимает много времени. Можно выяснить все за 2 минуты, а можно 4-5 часов просидеть – и ничего не найти.

- Механические камеры приносят?

- Иногда приносят старые фотоаппараты и просят восстановить, как память о родителях, например. Иногда молодые люди приносят в ремонт дедушкин «Зенит», потому что прочитали в сети, что он дает какое-то особенное качество картинки и они хотят попробовать снимать на фотопленку «Зенит»-ом.

Есть много молодежи, которая снимает на пленку. Кто-то хочет приспособить свой фотоаппарат для съемки старыми объективами типа «Helios -77». Понятно, что можно будет работать только в ручном режиме. Но - это хороший портретный объектив для кропнутых цифровых камер (размер матрица равен примерно половине размера матрицы полного формата). Фокусное расстояние «Helios»-а составляет 58 мм, что для кроп камер соответствует примерно 85 мм. Хороший портретный объектив и стоит около 20 долларов США, в то время, как фирменный объектив с таким же фокусным расстоянием будет стоить в районе 100 -150 долларов и выше. Надо иметь в виду, что придется приобрести переходник или адаптер, так как у «Helios»-а – резьбовое соединение с камерой, а у большинства современных аппаратов – соединение типа «байонет». И он отличается в зависимости от производителя. Опять же многим интересно поснимать вручную, без использования автофокуса и автоматической экспозиции. То есть поставить «manual» и все сделать самостоятельно, выставить выдержку, диафрагму.

- И они знают, как это сделать?

- Да, многие хотят этим заниматься в молодежной среде. Поэтому и Зениты покупают, чтобы получить кайф от ручной работы.

- Но ведь проявлять и печатать все равно несут в лабораторию. На мой взгляд, кайф можно получить, если и печатать вручную.

- Качество картинки даже с отсканированной пленки будет отличаться от той, что дают многие современных цифровых камер любительского класса.

- Есть в Бресте люди, которые снимают на пленку и занимаются ручной печатью фотографий, по старинке?

- Да, я знаю в Бресте людей, которые до сих пор снимают исключительно на пленку, чаще черно-белую. Есть несколько человек, которые занимаются фотопечатью самостоятельно, а не сдают в лабораторию. Их - единицы, но большинство современников довольствуются печатью фотографий в лаборатории или просто сохраняют файлы на компьютере или в облаке.

- Я всегда советую брать оригинальные объективы. То есть один производитель у аппарата и объектива. Есть неплохие сторонние производители «Tamron», «Sigma», «Soligor». Если по картинке они бывают очень хороши, то механика сильно хромает. 2 -3 года и рассыпаются.

- А оригинальные объективы сколько могут выдержать?

- Современные объективы, как и современная бытовая техника не рассчитаны на долголетие. В них много электроники. Старые, например, механические объективы фирмы «Nikon» даже наших детей пережить смогут. В них только механика и железо. Такие объективы идут на все современные камеры. Правда, работать придется в режиме «manual».

Во многих серьезных профессиональных камерах «Nikon» встроен электронный дальномер, который даже стрелочками показывает, в какую сторону нужно поворачивать кольцо наводки на резкость объектива. Когда камера сфокусирована, то в видоискателе загорается зеленый светодиод. Если же поставить механический объектив на современный цифровой «Canon», то придется установить переходное кольцо с чипом, который будет подтверждать попадание в фокус.

- Насколько важна для любителя фото сумка?

- Она необходима и для зеркальных камер, и для «мыльниц». Бывает разбираешь фотоаппарат для ремонта, а там… чего только нет. Табак, песок, сахар, пыль, земля. В «мыльницах» именно это становится причиной механических поломок. Для зеркалок – это загрязнение матрицы. Хотя человек говорит, что объектив не меняет, но пыль вездесуща, проникает во все щели. Однажды пришел клиент, у которого объектив не фокусировался, гонял туда-сюда. Сначала, конечно, проверил объектив, поставил на другую камеру – исправен. На проблемной камере поднял зеркало, за которым находится датчик автофокусировки – а там застряла лупина от черных семечек. Когда владелец менял объектив, дунул ветер и занес. Так что объектив нужно менять аккуратно.

- Как уберечь объектив от поломок и грязи?

- Чаще всего потребители оставляют на передней линзе следы пальцев или пытаются удалить пыль теми же пальцами. Это плохой способ. Максимум, что можно сделать самостоятельно, это протереть линзу сухой микрофиброй. Ничем сырым, особенно спиртом протирать и особенно тереть не надо. Есть специальные наборы, в который входят жидкость, ватные палочки, салфетки. Но протирать нужно очень аккуратно, без фанатизма, можно сказать нежно. Или купите и установите на объектив УФ-фильтр и протирайте его чем хотите и сколько хотите. 

Если не купили и следы потных рук все жек оказались на линзах объектива, то лучше несите его в сервис. Жировые и потные пятна иногда приходится долго отмывать. Лучше не делать этого самостоятельно. Жидкость может просочиться внутрь объектива, оставить пятна на внутренних линзах, повредить механическую часть. Мало ли. У меня был случай, когда человек принес в ремонт дорогой объектив. Меня что-то остановило, я не стал его мыть, но аккуратно решил смахнуть пылинки с задней линзы сухой ватной палочкой – не протереть, а только смахнуть по краю. И заметил след на просветляющем покрытии. А, если бы начал мыть, то от покрытия вообще бы ничего не осталось. Хотя до сих пор не понятно, что нужно было делать с объективом, чтобы просветление начало отслаиваться. Возможно, это был заводской брак, потому что переднюю линзу этого объектива я почистил без проблем.

Работа – работой, а обед – по расписанию. Мы вместе вышли из мастерской. Я- писать статью, Андрей – обедать. Некоторое время мы шли вместе, и мастер рассказал мне фотобайку.

- Фотограф снял на широкую пленку 12 кадров – и выбрал 3 хороших. Снял на узкую пленку 36 кадров – и выбрал 3 хороших. Снял на цифровую камеру 1000 кадров – и выбрал 3 хороших. Вывод – надо думать прежде, чем нажимать на спусковую кнопку. Если у тебя мало кадров, то ты подумаешь и выстроишь композицию, прежде чем нажать спусковую кнопку.