Беларусь и Брест вписываются в сеть китайской инициативы «Шелковый путь». Часть первая

эксклюзив
18:34
396 просмотров
Татьяна Мухоровская

Руководитель Брестского технопарка Дмитрий Макарук совсем недавно вернулся из Китая, где участвовал в Международном семинаре «Один пояс, Один путь», Участники из Беларуси, России и Казахстана знакомились с бизнесом и образованием в провинции Хубэй в рамках инициативы «Шелковый путь». Глобальный проект, предложенный Китаем в 2013 году, состоит из двух инициатив: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Правительство Китая планирует расширение существующих и создание новых транспортных коридоров, которые свяжут страны Европы и Азии.

- Что принесет этот проект Беларуси в целом и Бресту в частности?

Дмитрий Макарук - Беларусь – стратегический партнер Китая в Европе в первую очередь в силу географического положения между ЕС и ЕврАЗЭС. Мы можем здесь получить современные китайские технологии, произвести качественный товар и научиться работать в условиях глобального рынка.

- Что мы можем предложить Китаю?

Дмитрий Макарук - Им очень нравятся наши продукты. "Савушкин", "Cанта Бремор", "Белалко", "Бресткий мясокомбинат" там уже представлены, и они конкурентоспособны. Белорусские объемы продукции, поставляемой для Китая невелики для этого огромного рынка, который нужно осваивать, а не отвоевывать. Мы интересны для них в IT-отрасли и машиностроении.

В ходе посещения одного из производителей компьютерных игр - в одну из них играют 20 миллионов человек - мы рассказали о разработанной в Беларуси игре с 200 миллионами подписчиков. Этот факт вызвал удивление, уважение и интерес со стороны китайских специалистов в сфере разработки сетевых игр. 

- Что есть в Китае?

Дмитрий Макарук - В Китае, как в древней Греции, сейчас есть все. Иногда возникают вопросы к качеству. В ходе семинара они не предлагали что-то конкретное. Они показывали свои достижения, все то, что для современного Китая уже стало нормой. Мы, исходя из того, что увидели, формировали предложения, которые были бы интересны обеим сторонам.

- Формировали по ходу?

Дмитрий Макарук - Нет, были заготовки. В частности, Андрей Анатольевич совершил короткий визит в соседнюю провинцию, где побывал на заводе, который станет нашим партнером в проекте по сборке малотоннажных грузовиков и микроавтобусов на базе Брестмаша, холдинг МАЗ. Проект уже озвучен по области и республике. В этом году должны прийти первые комплекты для сборки микроавтобусов. Планируемый рынок сбыта – Беларусь, СНГ и ЕАЭП. А для нас – это сборочное производство и рабочие места в Бресте. И новые технологические решения в перспективе.

- Я смотрела статистику на конец прошлого года – китайский Geely пока слабо продается.

Дмитрий Макарук - Брестмаш будет выпускать коммерческий транспорт. Производство ориентировано не на частных автолюбителей, а на коммерческие организации, в том числе в России и республиках бывшего СССР.

- Вы - директор Технопарка. Что в Китае интересно для вас?

Дмитрий Макарук - Я хотел познакомиться с опытом реализации похожих проектов в Китае. Я был морально готов к тому, что отечественные и китайские масштабы в значительной степени отличаются. Простое сравнение: в столице провинции Хубэй городе Ухань проживает почти 10 миллионов жителей (население Беларуси на 01.01.2018 составляло менее 9,5 миллионов человек), а во всей провинции – более 100 миллионов.

Мы побывали в высокотехнологической долине “Optical Valley ”, в переводе - «Оптическая долина».  Технопарк в Китае, это не совсем то, что здесь у нас – здание, в котором компании снимают офисы и работают. Там это действительно долина, не наши 17 тысяч квадратных метров площадей, а – десятки гектаров земельных угодий.

В технопарке “ Optical Valley ” зарегистрировано 60 тысяч организаций, не 600 и не 6000.  Мы несколько раз переспросили, предполагая, неточности перевода. Но цифра оказалась верной - ровно 60 тысяч.

Сейчас мы готовим предложение о запуске на базе Брестского технопарка совместного высокотехнологичного проекта.

- Что Вам понравилось в Китае?

Дмитрий Макарук - Я был в Китае уже в четвертый раз, китайцы всегда удивляют. Например, они любят все гигантское. Условно говоря, мы были в здании БТИ (бюро технической инвентаризации), которое на БТИ никак не похоже. Внутри - музей градостроения, где в экспозиции будущий город через 15 – 20 лет. Это впечатляет.

Во время экскурсии в Уханьском университете нам рассказали, что раньше они отправляли своих студентов учиться в Европу, Японию, США. Сейчас ситуация изменилась, теперь уже студенты этих стран приезжают на учебу в Китай.

Современная государственная стратегия Китая -  уход от аграрного уклада. К 2030 году они хотят иметь внутри страны средний класс европейского уровня. Все усилия китайской экономики направлены на максимальное развитие самих себя. То, что связано с коммуникациями, инфраструктурой, обеспечением эффективности труда – на пике развития. Много сил и средств вкладывается в научные исследования. Для нас это интересный сигнал с точки зрения поставки в Китай товаров и сотрудничества в сфере высоких технологий.

- У нас тоже говорят о развитии науки, образовании, инновациях. Но реальные подвижки рядовому гражданину не заметны. А Вам?

Дмитрий Макарук - Все познается в сравнении. Мы – страна другого масштаба. Я бы сравнил нас с Европейскими странами с похожей территорией и плотностью населения. Уже в силу этих факторов мы можем восхищаться Китаем, но повторить – не в силах, да и нужен ли нам огромные аэропорты, как в Китае, на возведении которого одновременно работали 200 башенных кранов. Кого он будет обслуживать?

- Они вкладывают в собственное развитие свои средства или это заимствования?

Дмитрий Макарук - Они вкалывают свои средства и кредитуют другие страны, в том числе и США. Финансовые запасы Китая таковы, что они могут профинансировать в 3 раза больше проектов, чем уже делают.

Когда художники копируют полотна великих мастеров, это называется учебой. Китайцы на самом деле тоже учатся. Раньше говорили, что они копируют у ведущих мировых производителей. Но это можно назвать учебой. Учебой на лучшем опыте, разборка лучших изделий, попытка их повторить, разобраться и улучшить или создать что-то свое. Через это прошли в свое время корейцы и японцы. Это нормальный процесс.

Фото предоставлены Дмитрием Макаруком.