Почему евро упал ниже доллара, и что это значит
Слабый евро можно объяснить войной в Украине – но не только этим. Другие факторы также сильно влияют на курс единой европейской валюты.
Курс единой европейской валюты в августе неоднократно падал ниже отметки в 1 доллар – или, как говорят профессионалы, ниже паритета с американской валютой. В некоторые минуты торгов за евро давали лишь 0,9927 доллара, однако к концу торговой сессии евро отыгрывал дневные потери. Но тенденция очевидна: ослабление европейской валюты продолжается, и сейчас ее курс колеблется у самых низких уровней за последние 20 лет.
Евро падает из-за войны РФ против Украины?
Да, российское вторжение в Украину является актуальным поводом для падения евро. Прежде всего на валюту давит риск полного перекрытия Россией поставок газа европейским потребителям. Это приведет к еще большему снижению экономической активности в регионе, что вынуждает ряд экспертов предсказывать континенту болезненную экономическую рецессию – более существенную, чем ожидается в США. Все это негативно отражается на евровалюте.
Впрочем, и без новых перебоев в поставках газа война уже существенно ухудшила настроение предприятий и потребителей в Европе, что снизило рост ВВП стран еврозоны. Так что как уже имеющиеся, так и ожидаемые последствия войны негативно влияют на курс евро.
Какие еще факторы снижают курс евро
Сильную поддержку доллару оказывает разница в учетных ставках в США и в еврозоне. Федеральная резервная система (ФРС) – американский аналог центробанка – в последние месяцы намного энергичнее боролась с инфляцией, чем Европейский центробанк (ЕЦБ). В итоге, с началом нынешнего витка инфляции ФРС уже повысила учетную ставку на 2,25%, в то время как европейцы – лишь на 0,5%.
"Деньги идут туда, где проценты выше", – объясняет Карстен Бржески, ведущий экономист по Германии и Австрии в банке ING. То есть, в данный момент – в Америку.
Кроме того, переток денег из евро в доллары усиливает и традиционная репутация американской валюты как "надежной гавани" в эпохи мировых кризисов. Крупные международные инвесторы склонны в такие моменты продавать все прочие дензнаки и покупать доллары. Растущий спрос также повышает их курс.
Как слабый евро отражается на европейских потребителях
Дешевеющий евро добавит головной боли европейским домохозяйствам и бизнесу, которые и без того вынуждены мириться с высокой инфляцией – по крайне мере, высокой для европейских реалий. Низкий курс евро ведет к еще большему удорожанию импортных товаров, а если ими являются сырье или комплектующие, то в итоге цены растут на целый спектр продукции, в том числе, и производящейся в Европе.
Впрочем, дешевый евро традиционно играет на руку экспортерам, которых в Европе, особенно в Германии, много. Производство их продукции обходится дешевле, а продавать ее можно за дорогие доллары. Но в этот раз экспортеры тоже сталкиваются с проблемами – прежде всего, с растущими ценами на энергоносители и перебоями в цепочках поставок.
"В текущей геополитической ситуации, я думаю, недостатки от слабого евро для экспортеров перевешивают преимущества", – полагает Бржески.
Сколько еще падать евро
Пока аналитики исходят из того, что падение евро продолжится вместе с продолжением энергетического кризиса в Европе. Эксперты японского банка Nomura International предсказывают единой европейской валюте падение до уровня 0,95 доллара. В американском Morgan Stanley ждут в этом квартале курсов вокруг отметки 0,97.
"Растущие траты Европы на приобретение энергоносителей будут оказывать негативное воздействие на курс евро, – пишет в своем аналитическом отчете и Deutsche Bank. – Мы ожидаем, что в сентябре евро не сможет подняться выше паритета с долларом".
Что означает слабый евро для Европейского центробанка
Слабый евро, еще более подстегивающий инфляцию в еврозоне, постепенно становится все большей проблемой для Европейского центробанка, который критики и без того уже обвиняют в слишком нерешительной борьбе с ростом цен на континенте. Особенно тревожно выглядит тот факт, что евро дешевеет не только к американскому доллару, но и к другим ведущим мировым валютам, например, к швейцарскому франку и японской иене.
Вероятно, этим давлением можно объяснить необычную решительность, с которой руководство ЕЦБ в июле – после долгих размышлений – повысило учетную ставку в еврозоне сразу на 0,5%. Притом что месяцем ранее банкиры упоминали лишь возможность роста ставки на 0,25%.
Ранее мы рассказывали, почему центробанки допустили историческую ошибку с инфляцией.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии