Экономика
40 330

Что изменится в торговле и маркетплейсах Беларуси в 2025 году?

Что изменится в торговле и маркетплейсах Беларуси в 2025 году?

Торговля занимает важное место в экономике страны — на неё приходится почти четверть всех занятых в Беларуси. В первом полугодии 2025 года розничный товарооборот вырос на 9%, в Минске — на 15%. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) рассказали, какие меры предпринимаются для сдерживания инфляции и какие законодательные новшества ожидаются.

Что происходит с ценами?

Замначальника аналитического управления МАРТ Анастасия Касымова рассказала, что постановление №713, регулирующее ценообразование, остаётся гибким инструментом. Его уже не раз дорабатывали с учётом ситуации на рынке и внешних факторов.

В апреле 2025 года было принято уточнение — постановление 713(6), которое сократило список регулируемых товаров на 120 позиций. Для белорусских производителей появились послабления: они получили возможность поднимать отпускные цены без предварительного согласования.

Однако из-за заметного роста цен на мясо, молочные и сладкие изделия, были внесены ужесточения — теперь любые повышения цен по этим категориям нужно согласовывать с правительственной комиссией по ценообразованию.

По данным МАРТ, в июне потребительские цены выросли:

  • на 0,86% по сравнению с маем,

  • на 5,4% — с декабря 2024 года,

  • на 7,3% — за год.

Основные причины роста цен:

  • подорожание овощей и фруктов из-за погодных условий;

  • повышение регулируемых тарифов (ЖКХ, транспорт, топливо);

  • импортируемая инфляция и падение курса белорусского рубля по отношению к российскому.

Законодательные изменения в торговле и для маркетплейсов

По словам Натальи Мельниковой из МАРТ, за 2025 год уже подготовлено более 40 проектов нормативных актов, половина из которых уже вступила в силу. В ближайшее время планируются изменения в правилах для онлайн-торговли и маркетплейсов.

Готовится указ, приравнивающий маркетплейсы к интернет-магазинам — это позволит потребителям лучше понимать свои права, правила возврата товара и куда обращаться при проблемах.

Изменения затронут и работу традиционных рынков — усилится ответственность администраций и будут пересмотрены их полномочия.

Также готовится документ, упрощающий работу торговли в сельской местности. Для ряда регионов Минской, Витебской и Могилёвской областей планируют снять ограничения на развитие торговых точек, если они занимают значительную долю в обороте.

Что в будущем?

Разработана Стратегия развития торговли и общественного питания на 2026–2030 годы с перспективой до 2035 года. В документе отражены:

  • внедрение цифровых витрин;

  • поддержка магазинов шаговой доступности;

  • развитие формата безпродавцовой торговли;

  • цифровизация взаимодействия бизнеса и государства;

  • модернизация торговой инфраструктуры.

Эта стратегия направлена на то, чтобы улучшить условия как для покупателей, так и для предпринимателей, резюмировали в МАРТ.

Главные новости Бреста за неделю