Дайджест
27 422

Как американец Альберт Кан создал военно-промышленный комплекс Советского Союза (Часть 2)

Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. 

Первую часть материла можно прочитать здесь

Условия, с которыми столкнулись американцы, приехавшие на работу в Советский Союз, методы работы и общее отношение к прогрессивной технологии, которые они старались внедрить, были значительно ниже привычных стандартов.

Американский рабочий, один из тех, кому посчастливилось вернуться домой, описывает случай, особенно его поразивший, но который, по моему мнению, рисует общую картину состояния советской экономики с 30-х годов до развала Союза лучше, чем сотня научных монографий.

Советский токарь отрезает стальной стержень длиной 10 мм вместо полагающихся 5 мм, что являлось безопасным пределом для данного типа станка. На вопрос, зачем он гробит станок, рабочий возмущенно отвечает:

«А как иначе я могу выполнить плановое задание? Если я буду резать по 5 мм, я не успею ко времени и получу меньше денег. Если станок сломается, купят другой»

Не лучше дело обстояло и с результатами строек пятилетки. Американцы были в ужасе от хаоса, сопровождавшего запуск в производство знаменитого Горьковского автозавода. Приблизительно такое же впечатление они получали и от остальных готовых объектов. Но постепенно дела шли лучше.

Больше того, когда американцы смеялись, русские восторгались – ведь их точка отсчета была равна нулю. И главное – в конце концов цель была достигнута: Советский Союз стал промышленной державой, а цена…

«Мы за ценой не постоим». И вообще, лес рубят – щепки летят… Для коммунистов и их наследников люди всегда были и есть щепки, разменная монета, сухие листья на холодном ветру.

2Американские специалисты в механосборочном цехе. Слева третий В.И. Иванов

До 1930 года советская промышленность не выпускала танков. К судьбоносному 1941 было произведено 24 тысячи танков – армия!

К сожалению, Альберт Кан не увидел результатов своих трудов. Он умер в 1942 году. С первого дня вступления США в войну он отдал все свои силы и возможности своих инженеров и конструкторов на службу военной промышленности Америки. Он работал без отдыха и выходных до последней минуты своей жизни и умер, склонившись над чертежной доской. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Смерть великого архитектора вызвала поток соболезнований и выражений скорби со всего мира. Приведу только два, но высказанные двумя людьми, которые может быть больше всех понимали влияние Альберта Кана на их жизнь и на жизнь стран, в которых они жили.

Вот что сказал Генри Форд:

«Альберт Кан был один из самых лучших людей, которых я знал за всю мою жизнь. Плоды его гения остаются в каждом уголке земли. Его отличал утонченный вкус; его характер был воплощением цельности; его гражданские качества были выше всякой похвалы; и ни при каких обстоятельствах он не изменял своим принципам. Его будет не хватать и как человека и как помощника в выполнении великих планов.

А вот что написал Виктор Веснин, один из самых авторитетных в то время архитекторов Советского Союза:

«Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора».

В таких условиях признание истинной роли Кана в письме за границу было делом весьма рискованным. Никаких официальных соболезнований от правительства СССР вдове Альберта Кана выслано не было.

Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.

Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, демонтирован и на 100 судах перевезён и собран в СССР. «Днепрогэс» построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens).

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка — точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.

Вместе с заводами создавались города для рабочих. Эрнст Май — немецкий архитектор участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов!

За 10 лет американцы построили в СССР около 1 500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры.

Американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед!

Таким образом, МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ СОЦИАЛИЗМА ПОСТРОИЛИ КАПИТАЛИСТЫ США, плюс дешёвый труд зеков.

2

Следует отметить, что в это время официальная советская пропаганда уже начала переписывать историю, принижая участие американских конструкторов до уровня незначительной технической помощи под руководством советских инженеров.

С приходом «Большого террора», многие советские инженеры, учившиеся или работавшие вместе с сотрудниками Кана, были расстреляны – за сам факт работы с иностранцем.