Благоустройство
4 980

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

30 мая сессия городского Совета депутатов утвердила Концепцию «Стратегия пространственного развития Брест-2050». Наряду с Генпланом города и детальным планом его исторического центра она определяет основные векторы развития тысячелетнего Бреста. Город впервые получил документ, который рождался не в кабинетах чиновников, а в умах и душах самих жителей и отвечает их чаяниям. Не случайно у некоторых депутатов это вызвало ассоциацию с Магдебургским правом, которое Брест получил первым из современных белорусских городов в 1390 году. Об этом сообщает Вечерний Брест.

Для чего нужна стратегия?

На этот вопрос ответил в своей презентации начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Николай Власюк:

Генеральный план города – это масштабный комплексный документ, состоящий из десятка томов, где прописано все: от транспортной схемы города до инженерных сетей, включая дождевую канализацию и электроснабжение. Он дает возможность идти вперед и развивать город, а с другой стороны – он очень «неповоротлив» и не успевает за стремительно меняющейся жизнью и возрастающими запросами горожан. Отвечая на вопросы анкеты, которую мы предложили жителям, брестчане четко дали понять, каким хотят видеть Брест: зеленым, современным, европейским, велосипедным, гостеприимным, историческим, экологически чистым. Приоритетные объекты, по их мнению, – парки, больницы, концертный зал, аквапарк, места отдыха, детские сады и школы. Предложенная Концепция – не что иное, как ответ городской власти на этот запрос.

Вместе нам по силам начать движение от индустриального города к постиндустриальному, творческому, умному городу, где основным станет качественная и доступная городская среда, будут созданы условия для привлечения интеллектуальных, в т.ч. IT-технологий (технопарков), развитие сферы обслуживания и туризма. Сегодня уже не только страны конкурируют между собой, а города конкурируют за ресурсы и в первую очередь – человеческие, интеллектуальные.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

В отличие от Генплана, Концепция – живой, подвижный документ, который утверждает не глава государства, а депутаты и который можно корректировать в зависимости от потребностей города. «Стратегия станет руководством для градостроительного совета и ориентиром в работе с инвесторами, при определении городского бюджета и приоритетных направлений развития», – отметил заместитель председателя горисполкома Николай Якубовский.

Аналогичные Стратегии есть во многих европейских городах, а также на постсоветском пространстве – в Вене, Стокгольме, Белостоке, Киеве, Санкт-Петербурге... В России даже решили приостановить утверждение генпланов и вначале выработать городские стратегии. Не исключено, что в перспективе города смогут обходиться и без генплана (который был еще советской практикой), а руководствоваться отраслевыми детальными схемами: общественного транспорта, озеленения, развития социальной инфраструктуры и т.д.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Компактность: почему и за счет чего?

Сегодня покупатель при выборе жилья ориентируется не только на площадь квартиры, но и на местоположение, наличие зеленых зон, доступность общественного транспорта, школ, садов, парковок. Важна экология – и даже вид из окна. Покупается среда с безопасным, уютным двором.

Строительство многоквартирного жилья в городе, предполагают авторы Стратегии, будет преимущественно вестись в Юго-Западном районе, вдоль улицы Лейтенанта Рябцева с учетом Западного обхода, который планируется открыть в сентябре, а также в Задворцах, в районе Красного Двора и вдоль основных магистралей – Варшавского шоссе и ул. Московской. Застройка будет достаточно плотной, среднеэтажной и квартальной. Это тренд сегодняшнего дня.

Отмечалось, что население Бреста за 20 лет увеличилось не столь значительно, а город «расползается», становится сложно аккумулировать средства для его содержания и благоустройства. В связи с этим предлагается поискать резервные участки: в местах бывших промзон, на невостребованной территории некоторых учебных заведений (к примеру, на Речице). Возможно, в отдельных местах будут пересмотрены с учетом существующих нормативов санитарно-защитные зоны предприятий.

«Плотность застройки в городе неоднородная, – подчеркнул главный архитектор области Александр ЖАРКОВ. – В заречной части проживает порядка 120 тыс. человек. А на Киевке, которая обладает огромным потенциалом с точки зрения транспортной доступности и ресурсов, наоборот, низкая плотность застройки. Но к каждому месту надо подходить индивидуально, с процедурой общественного обсуждения. Уплотнение застройки должно компенсироваться дополнительными благами для людей – созданием детских площадок, зеленых зон».

Усадебная застройка в этих условиях должна стать прерогативой аукционных торгов либо строительства на прилегающих территориях: в населенных пунктах, в городе-спутнике (Жабинка). Это территория 10-20-километровой доступности, а вдоль железнодорожных линий – до 30-40 км. Уже изготавливается схема пригородной зоны Бреста.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Рельсовый транспорт

На маршрутном такси из одного района в другой (например, с Речицы на Юго-Запад или на Восток) часто приходится добираться больше часа, блуждая по переездам, закоулкам. В то же время в Бресте есть крупный железнодорожный узел. И расположение железнодорожных путей таково, что они делят город на части и препятствуют мобильному передвижению. Как сделать, чтобы это препятствие стало пользой для города?

Ответ дает Стратегия. Для этого можно развивать в будущем (возможно, не в ближайшие 10 лет) тот же рельсовый транспорт. Он позволит «собрать» жителей из пригородов и за 10-15 минут довезти не только на Брест-Центральный, а в любую часть города, например, на Брест-Восточный, Брест-Южный, Брест-Северный, Полесский. Предлагается сделать там транспортно-пересадочные узлы с объектами торговли, перехватывающими парковками. И маршруты проложить через эти кольцевые мини-вокзалы (вместо транзита через весь город и его центральную часть).

Для этого нужно разработать схему развития общественного транспорта, просчитать людские потоки и финансы. Эта тема должна глубоко разрабатываться специалистами. Но зачем такую возможность сбрасывать со счета?..

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Безликие «панельки» точно не в тренде

Еще один важный посыл: ситуация в спальных районах.

«Наступаем на те же грабли, – сказал Николай Власюк. – Застраиваем город панельками, которые через 30-40 лет станут очередной проблемой. Ничего не имею против панельных домов, но необходимо многообразие. Можно, конечно, креативно покрасить фасады, как мы начали делать в районе «Лагуны». Но это лишь полумера – необходимо, чтобы и архитектура была разнообразной. Нужно переходить на другую застройку жилых районов: квартальную, среднеэтажную. Как пазлы из различных кубиков, «собирать» районы, чтобы они имели свою отличительную архитектуру».

Сегодня первые попытки уже есть. В новых панельных домах предусмотрена комфортная безбарьерная среда без пандусов. Человек с улицы попадает в подъезд и на лифте поднимается на уровень первого этажа. «Брестжилстрой» строит 4-этажный панельный дом с лифтами, с пониженной теплопроводностью стен. Но этого в современных условиях недостаточно. Примеры трансформации «панелек» в современную инфраструктуру можно позаимствовать не только в таких странах, как Швеция или Финляндия, но и в Минске (район «Зеленый Бор», компания А100).

Главный архитектор города предложил подумать, как ввести мораторий на серии однообразных 10-этажных панельных домов («Завтра ставим точку – и делаем другие серии»). Руководитель признал, что в одиночку не получится переломить ситуацию. Он рассчитывает на поддержку в том числе депутатов.

...Жители микрорайонов и сами могли бы побеспокоить своего депутата: что он думает по этому поводу?

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

На велике – по кольцу

Идея зеленого каркаса Бреста, которая настойчиво продвигается в последнее время, нашла отражение и в Стратегии. Многое уже делается в центральной части города. Благоустроенные Набережная, городской сад, бульвар Космонавтов, а также крепость, парк, ул. Мицкевича образуют контур малого зеленого кольца с велодорожками, местами для пробежек.

Среднее кольцо создают форты и фрагменты фортификации, которые были построены вокруг Бреста в XIX-XX вв. и сохранились на Речице, Дубровке, Березовке, в Южном, на ул. Сябровской. Эти форты рассматриваются как потенциальные парки, рекреационные зоны в жилых районах.

И третье кольцо – вдоль Северного обхода вокруг Бреста. Через эти три кольца проходит водно-зеленый диаметр – река Мухавец, которая соединяет («нанизывает») зеленые коридоры. Это дает понимание, что развивать парки надо не изолированно друг от друга, а как часть зеленого каркаса.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Пушкинскую отдать пешеходам

Благодаря строительству Западного обхода и реконструкции Кобринского моста центр города фактически разгрузился от транзита. Как явствует из Стратегии, эта часть города будет все менее комфортной для транзитного транспорта, пока он оттуда не уйдет совсем. Это тот путь, который прошли многие европейские города. Одновременно будет появляться больше пешеходных улиц и развиваться велосипедное движение.

Первой пешеходной улицей (не только в Бресте, но и в республике) стала Советская. Теперь уже говорится о пешеходной Набережной. А на очереди – ул. Пушкинская. Депутаты готовы к тому, чтобы историческая справедливость восторжествовала и Пушкинская, как когда-то, стала местом променада.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Что делать со старым автовокзалом?

«Тема непростая, – сказал Николай Власюк. – Нужно рассматривать в комплексе целый квартал – ул. Пушкинская, Мицкевича, Куйбышева, Карбышева. Кроме того, назрела реконструкция рынка. Потребуются конкурс проектов, общественное обсуждение, чтобы получить максимальные исторические сведения. Запланируем, к примеру, многоуровневый паркинг и торговый комплекс. А может, Бресту больше не нужно торговых комплексов, может, там нужно сделать многофункциональную площадь, а под землей паркинг? И на площади устраивать ярмарки, концерты».

Очевидно одно: район рынка и старого автовокзала – это одно из мест тяготения в городе, центр торговли, и другие функции здесь вряд ли уместны.

Крутые планы по изменению Бреста: Пушкинская станет пешеходной

Бренд должен зазвучать

Многие успешные города имеют свой бренд. К примеру, Краснодар – «Жизнь со вкусом», Белгород – «Город добра и благополучия». Под эту тематику оформляются остановки городского общественного транспорта, рекламная и сувенирная продукция.

У Бреста свои узнаваемые символы: крепость, Советская, фонарщик, тысячелетие. Но их необходимо и дальше развивать, рекламировать.

Есть и конкретные предложения, каким может быть бренд: «Брест – южная столица Беларуси» (вариант: «Брест – зеленые ворота в Беларусь»). Аргумент: Брест находится в одной климатической зоне с Одессой, Варшавой, Краковом и Прагой. Почему не использовать этот потенциал южного города, города-курорта, где уже растут платаны, магнолии и вечнозеленый самшит, и не сделать его фишкой?

Но для этого нужна группа по продвижению Стратегии, которая занималась бы брендингом, считают авторы Концепции.

Автор – Антонина Хокимова