Жемчужина тайской архитектуры – храм в форме слона Ват Бан Рай
Вдали от популярных Пхукета, Патайи и Бангкока, в глубине плато Корат, туристу совершенно ничего делать: здесь нет моря или гор, интересных исторических достопримечательностей и необычных животных. А пейзажи мало чем отличаются от нашего Полесья – болота, луга и заросли каких-то кустов. Однако, не стоит списывать долину со счетов, она припасла совершенно неожиданный сюрприз в виде огромного храма в форме слона Ват Бан Рай – настоящая жемчужина тайской храмовой архитектуры.
Буддизм тхеравады, также известный как «путь старейшин», часто считается самой старомодной и консервативной формой буддизма. Но за последние несколько десятилетий многочисленные храмы в Таиланде бросили вызов этому стереотипу, и архитекторы создали ряд храмов, которые даже с большой натяжкой сложно назвать старомодными. И самым последним храмом, который следует этой тенденции, является Ват Бан Рай, построенный в 2013 году.
Руководителем проекта был Луанг Фор Кхун – высоко почитаемый монах, который скончался в 2015 году, вскоре после завершения проекта. Он годами медитировал в джунглях Лаоса и Камбоджи, а вернувшись в родную провинцию Исаан, попытался оживить полуразрушенный и обнищавший район, собрав крупные пожертвования на восстановление больниц, школ и дорог.
Но Луанг Фор Кхун был не просто хорошо известен на местном уровне. Он стал чем-то вроде национальной знаменитости благодаря своей репутации знатока магических заклинаний. Многие тайцы со всей страны шли к нему для исцеления и защиты. Какое-то время он даже был личным монахом короля Таиланда.
Его творческая сторона родила идею создания массивного разноцветного храма в виде слона посреди озера. Храм получился настолько гениальным, что сразу стал шедевром тайского искусства и мозаики. Предположительно, он состоит не менее чем из 20 миллионов кусочков мозаики!
Проект, конечно, был недешевым. На это потребовались миллионы долларов, но слава Луанг Фор Кхуна, безусловно, была полезна, когда дело дошло до сбора пожертвований.
Основная проблема храма в том, что к нему трудно добраться. Мало того, что он расположен вдали от основных туристических мест, так к нему еще не ходит общественный транспорт, а до ближайшего города 70 километров. Поэтому доехать до храма можно на экскурсионном автобусе, такси или автостопом, как это сделала я.
Трудно описать словами, как впечатлил меня этот огромный слон с задранным хоботом. Смело могу сказать, что в жизни не видела ничего подобного! И на необычной форме впечатления не заканчиваются, а только начинаются. Все здание украшено фигурными изразцами, покрытыми яркой глазурью. К слону ведет просторный мост с нагами – многоголовыми мифическими змеями, которые опоясывают слона своими могучими телами и сплетаются хвостами за ним.
Каждая деталь проработана до мелочей, на слоне переданы все изгибы, видно даже морщинки на жесткой слоновьей шкуре, и сеточка мелких капилляр на его ушах.
По периметру слона украшают скульптуры. Все вокруг изобилует цветом и деталями – этакий буддийский Диснейленд. На первый взгляд выразительные фигуры на стенах и столбах кажутся буддийскими или индуистскими божествами. Но при ближайшем рассмотрении они, скорее всего, являются оригинальными «персонажами», прямо из воображения Луанг Фор Кхуна. Например, синий бог над входом играет на электрогитаре. Пройдясь вокруг храма понимаешь, что ни одна фигура не повторяется, каждая уникальна. Чтобы рассмотреть все делали декора этого необычного храма, будет мало даже недели!
Многочисленные колонны также покрыты расписной плиткой с изображением красочных и ярких сцен. Некоторые носят религиозный характер, а другие уходят в сюрреализм: например, гигантские шимпанзе, поливающие растение, которое вырастает из массивного черепа. Понятно, что много разных художников объединились для совместной работы над проектом.
Здание щедро украшено не только снаружи, внутри целых три уровня, каждый из которых наполнен символизмом.
Войдя в нижний уровень здания, я столкнулась с еще более странными пейзажами, чем снаружи. Потребовалось некоторое время, чтобы вспомнить, что я нахожусь внутри буддийского храма, а не музея современного искусства. Вокруг просторной комнаты из стен росли большие светящиеся глазные яблоки. Но они были частично скрыты странными белыми узорами, напоминающими какую-то сеть. Между тем, с потолка свисали разноцветные лампочки света, сгруппированные в длинные цилиндрические сетки, напоминающие коконы. Эта область, по-видимому, представляла собой видение подземного мира Луанг Фор Кхуна.
Вдоль стен я встретила несколько информационных вывесок, которые объясняли концепцию. Действительно, эта комната должна была символизировать подземный мир, а точнее – подводный. В индуистской и буддийской космологии змеи-наги изображаются как обитатели глубинных водоемов мира. Этот подземный мир буддизма не обязательно является негативным местом, а часто выступает местом обучения и развития.
Рядом с главным залом я нашла винтовую лестницу, ведущую на более высокий уровень. Все это, конечно, было украшено еще более сюрреалистичными картинами. Предположительно, небесные образы символизируют восхождение из земного царства в небеса. Но достигнув вершины (то, что я ожидала назвать «раем»), я была удивлена, увидев, что психоделический храм внезапно превратился в спокойный и минималистичный музей. Вокруг большого зала различные вывески содержали исчерпывающую информацию об истории буддизма, включая все основные секты, практикуемые сегодня в мире.
Там была другая дверь, которая вела на крышу. На самом верху сооружения находилось изображение золотого шагающего Будды со статуей создателя храма под ним. Но настоящей изюминкой были потрясающие виды с крыши на долину – действительно, кто еще может лучше «нарисовать» рай, чем сама природа.
Татьяна Гендель
Фото автора
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии