Культура
8 518

Реестр древней книги – увидеть оригинал в сети

Реестр древней книги – увидеть оригинал в сети

Почитать описание оригинала Статута ВКЛ, Библии Мартина Лютера и просмотреть несвижскую библиотеку Радзивилов не выходя из дома.

Национальная библиотека страны запустила в работу пользовательский сайт kp.nlb.by – работа с государственным реестром книжных памятников начала 15 – конца 19 века. Речь идет о многотысячной электронной библиотеке с подробными описаниями и фотографиями книг и их иллюстраций. Что это за проект, который готовился три года и какие конкретно возможности он принесет усердному гражданину, читателю, коллекционеру Беларуси? С таким вопросом MediaBrest обратился к руководителю рабочей группы, заместителю начальника Национальной библиотеки, кандидату исторических наук Алесю Александровичу Суше.

С легкой руки Алеся Суши к 500-летию книгоиздательской деятельности Франциска Скорины из библиотек по всему миру были собраны произведения средневекового ученого и мыслителя, которые поместились в 24 тома. А три года назад главная библиотека страны получила государственное одобрение и финансирование работ по составлению электронного каталога всех имеющихся в фонде редкой книги Национальной библиотеки и областных, районных книгохранилищ образцов изданий начала 15 – конца 19 века.

– Алесь Александрович, расскажите, есть чем удивить притязательного пользователя сети интернета, какие средневековые раритеты вы предлагаете? А почитать в оригинале найденную книгу будет можно?

– Сразу оговорюсь, можно будет почитать книгу, когда читатель все же придет к ее владельцу, либо в читальный зал. Найти ее он сможет по каталогу на том языке, на котором она издавалась: церковнославянский, старобелорусский, старонемецкий, старофранцузский либо старопольский. А удивлять, конечно, есть чем. Беларусь во времена деятельности Франциска Скорины (15-16 века) представляла собой не окраину России или окраину Европы, как мы давно привыкли считать, а центр, где конфессиональная терпимость и деятельность – хозяйственная, просветительская, политическая – некоторых отдельных прогрессивных личностей создала условия для получения для очень многих сословий неплохого образования, а также и развития наук, ремесел, формирования передовых идей.

Вот книга «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 году на латыни во Франкфурте-на-Майне, стала на долгие годы учебником военного дела для всех пушечных дворов Европы и Беларуси. А ее автор – наш соотечественник Казимир Семенович, уроженец Орши. Многие считают его изобретателем прототипа многоступенчатой ракеты. Или книга Букварь. Этот маленький сборник 1618 года, написанный кириллицей, стал первым Букварем в Европе. Ранее такого понятия не было. Я нашел его в Британской библиотеке. По типу белорусского Букваря, но на других языках были выпущены книжки для учебы в других странах.

– Что касается самого поисковика, можно ли в нем разобраться непрофессионалу?

– Конечно, параметры поиска по части слова или слову в разделах отдельной книги и коллекций. К работе по формированию фонда предлагается присоединяться частным коллекционерам, и всем держателям редкой печатной, рукописной книги, либо других памятников литературы (листы, брошюры, иллюстрации и т.д.). Им надо зарегистрироваться в реестре и пройти экспертизу своих книг.

– Думаю, что большая часть потенциальных пользователей реестра древней книги даже не знает, с чем хочет или может встретиться, путешествуя по каталогу.

 – Пора познакомиться с тем, что мы имеем. От древнецерковной до светской литературы. От бесценных единичных рукописных экземпляров арабоязычных памятников поэтического творчества и такого раритета как рукописная книга татар Китаб. Эта народность была ассимилирована на территории древней Беларуси. Она утратила свой язык и писала арабской вязью, но белорусские слова. До коллекций книг, таких как Полоники (польскоязычных изданий), Скариники (литературы издательства Ф. Скарины), Эльзивиры – по имени голландского издателя 16-18 веков, наводнившего своей продукцией многие западные страны. Самая древняя книга каталога фонда «Поучение в божьем законе» Иоанна Нидэра (1470г). А одна из наиболее уникальных – экземпляр стихов Ф. Петрарки, изданный в Венеции в 1501 г.

Коллекции представлены также Инкунабулами – книгой Западной Европы с первых печатных изданий типографии Иоганна Гуттенберга (40-е г.г. 15 века – 1501 г.). Есть Кирилица – 1315 экземпляров на старобелорусском, староукраинском, церковнославянском языках. Есть также коллекция Радзивилианы (книг несвижской библиотеки древнего рода).

– Насколько я понимаю, именно Радзивилы были теми самыми людьми, несущими искры просвещения нашей стране.

– Да, они тоже. Например, из самой ранней коллекции несвижской библиотеки этого рода во времена Екатерины в 1772 г. была сформирована основная по численности экземпляров часть библиотеки Академии наук России. Это факт. В 1989 году пожар в фонде Академии наук уничтожил все издания. То, что осталось – это подаренные другим библиотекам незначительные коллекции. Книги, которые легли в основу белорусской Радзивилианы – это намного более поздние издания из библиотеки, которую Радзивилы пытались восстановить после конфискации.

– Уместен ли вопрос, кому же принадлежит первенство в книгопечатании среди славяноязычных стран? Франциску Скорине или нет?

– Первенство принадлежит типографии в Кракове и монастыре Цетинье в Черногории. Франциск Скорина начал издавать в Праге священное писание и другую религиозную литературу третьим по счету, сознательно как бизнесмен и прогрессивный человек сыграв на руку движению Реформация. Как вы знаете, последователи реформации считали, что только священное писание может быть основой христианской веры, а никак ни власть и порядки Римско-католической церкви. Поэтому Библия должна была наводнить территорию ВКЛ по его расчетам. Но ведь потом типографии стали возникать в каждом крупном городе и все они так или иначе находились в частных руках – монастырей, помещиков, издателей. Это еще одно свидетельство наличия гуманистической свободы высказывания здесь.

– Как вы считаете, появление реестра древней книги всколыхнет интерес к старобелорусской литературе у жителей нашей страны?

– Я очень надеюсь на это. У нас есть чему учиться, заглядывая и изучая прошлое, не стыдясь своих корней.

– Я знаю, что первые книги писались не на бумаге, а на шкурах. Как насчет изготовления бумаги в Беларуси, какова была технология?

– Должен вас просветить, что бумага как таковая делалась здесь изо льна, не из целлюлозы. И основой льнопроизводства была простая поношенная одежда. Из нее и готовили растворы для бумаги. Таких сюрпризов белоруска истории преподнесет еще много, стоит лишь поинтересоваться.

Лариса Каштанова