Общество
6 320

Почему из Бреста не летают лоукосты?

Брестский аэропорт –полноценный аэровокзальный комплекс с системой таможенного контроля, с обновленной взлетно-посадочной полосой, позволяющей принимать даже крупные авиалайнеры с весом до 190 тонн. Еще в 1999 году аэропорт приобрел международный статус. Потенциал большой –а вот загрузка – низкая. Из Бреста летают самолеты довольно редко и в основном только по нескольким курортным направлениям. Есть ли надежда, что аэропорт расширит свои возможности и станет принимать лоукосты? И почему это не происходит сейчас?

Раньше рейсы на Москву выполнялись по несколько раз в сутки

Первая очередь Брестского аэропорта была построена в 1976 году, а с 1986 года функционирует аэровокзальный комплекс. Он был рассчитан на обслуживание 400 пассажиров в час, оснащен магазином «Товары в дорогу», рестораном, баром и столовой. Для транзитных пассажиров и сотрудников «Аэрофлота» при аэропорту имелась гостиница «Мечта», действующая по сей день. Были внедрены современные электронные системы продажи билетов и проверки ручной клади и багажа пассажиров.

Авиация связала пограничный Брест с 15 городами СССР, в числе которых были Москва, Одесса, Симферополь, Запорожье, Минеральные Воды, Киев, Кишинев, Минск, Гродно и т.д. Рейсы на Москву выполнялись по несколько раз в сутки, ежедневными были вылеты в Киев, Днепропетровск, Кишинев, Минеральные Воды. Самый дешевый билет в 80-е годы был на рейсы в Гродно и стоил 7 рублей.

За 30 рублей можно было вылететь в Симферополь и Ростов-на-Дону, за 22 рубля в Кишинев, а за 15-16 рублей в Минск, Могилев или Киев. В 1991 году открылась самая протяженная линия «Аэрофлота»: Брест-Челябинск-Новосибирск-Чита-Владивосток. География авиаперелетов была расширена до 20 крупнейших городов страны.

Развал страны в 1991 году сказался и на авиаперевозках. Дикий капитализм, пришедший на смену плановой экономике, привел к многократному повышению тарифов на авиаперевозки, что сделало их недоступными для пассажиров. В 1993 году из-за низкой рентабельности закрылось 8 пассажирских рейсов, на остальных была существенно уменьшена частота вылетов.

Какова загрузка аэропорта сегодня?

О сегодняшней цифре пассажиропотока директор Брестского аэропорта Вадим Губаревич говорит с гордостью: более 34 тыс. обслуженных пассажиров с начала года. За прошлый год всего было 18 тыс. На прирост повлияло и небольшое увеличение рейсов по курортным направлениям. Сейчас около 8-10 рейсов совершаются из Брестского аэропорта с туристами на борту каждые 10-11 дней. Самолеты летают в такие страны как Египет, Болгария, Черногория, Турция. Зимой количество рейсов меньше - около 6 в месяц. Основное направление – Египет. Опять же речь идет о курортном направлении.

Также прирост пассажиропотока в этом году выше в связи с тем, что в прошлом году месяц-полтора аэропорт не работал или работал в ограниченном режиме, поскольку шел ремонт взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежной дорожки.

Почему из Бреста не летают лоукосты?

- Полоса использовалась более 40 лет без ремонта – и уже просто требовалась ее реконструкция. В день у нас было фиксированное количество взлетов/посадок, которое мы рассчитали исходя из безопасности. Больше – было рискованно. Теперь же полоса отремонтирована и рассчитана не только на большее количество рейсов, но и наболее тяжелые и масштабные самолеты, такие  как «Боинги», «Ааэробусы», - рассказывает Вадим Губаревич.

В аэропорту сейчас работает около 180 сотрудников: диспетчера, авиатехники, грузчики. В активный период – летом - дополнительно набирают в штат грузчиков, которые работают с мая по сентябрь. Все остальное время в аэропорту справляются таким постоянным составом. И понятно, что зимой объем работы значительно ниже. При этом сотрудников не сокращают, не переводят на меньшую ставку. Все работают над поддержанием аэропорта, что  тоже требует времени

- У нас садятся/взлетают частные, грузовые самолеты. Поэтому всегда полосу и перроне обходимо держать в состоянии готовности. А это привлечение массы техников и работников. У нас нет клининговых компаний. Мы все делаем сами, - говорит директор аэропорта.

Почему не летают лоукосты?

Как видно, потенциал и возможности Брестского аэропорта большие. Остается вопрос: почему от нас не летают лоукосты, почему нельзя развить систему вылетов в другие страны, по другим направлениям. Оказывается – ответ на поверхности. Но обо всем по порядку.

Во-первых, как оказалось, Брестский аэропорт в советские годы был построен для внутренних рейсов. Страна была огромная и направлений хватало: Киев, Москва, Симферополь.

Почему из Бреста не летают лоукосты?

Рейсов было много и по той причине, что финансирование частично шло от дотаций государства. Сейчас по этим фронтам ситуация совершенно другая, что откладывает отпечаток на работу аэропорта  и ту ситуацию, почему у нас не летают лоукосты и рейсовые самолеты в разные страны.

Что же касается самих рейсов и направлений, здесь ответ простой – все упирается в деньги. В СССР работала одна система. Было Министерство транспорта, была одна авиакомпания – «Аэрофлот», которая назначала полеты. И государство дотировало авиацию. Сегодня авиационная отрасль не дотируется. Она построена на самоокупаемости. Отсюда возникают многие вопросы на цены билетов, на экономическую целесообразность полетов.

- Самолет – самый удобный, быстрый и безопасный вид транспорта. И при этом один из самых дорогих. Лоукосты летают только большими бортами, где под 200 человек в салоне. Чем больше пассажиров – тем дешевле полет. И все авиакомпании считают деньги. Вот взять направление на Запад. Много ли в Бресте тех, у кого есть визы? Даже если загрузим борт 200 людьми, кого обратно привезем? Самолет же летает в обе стороны. Оттуда сможем загрузить борт? Это уже вопрос привлечения туристов и бизнеса. Западные авиакомпании проводят исследования, прежде чем открывать направление для лоукостов. И в Беларуси им больше интересен Минск– крупный город, в котором удастся загрузить борт, объясняет Вадим Губаревич.

Если рассматривать направление на Россию, как поясняет директор Брестского аэропорта, ситуация примерно такая же. Загрузить самолет будет непросто. Аэропорт уже вел переговоры. И пока уперся в то, что опять же Брест мало кого интересует. И все потому, что все просчитывают и понимают: загрузить лоукосты или рейсовые самолеты тут будет трудно.

Почему из Бреста не летают лоукосты?

Какой выход из ситуации?

Чтобы аэропорт был развит, необходимо развивать инфраструктуру города, делать его интересным и привлекательным для туристов, бизнеса. Взять, к примеру, украинский город Львов. Этот западный город имеет высокий туристический потенциал. И как вариант – это еще и популярный город для вылета в Европу и туристические страны. И в отличие от Бреста, во Львове аэропорт – муниципальный объект. То есть он числится на балансе городских властей. И те заинтересованы в развитии и города, и аэропорта как единой системы, что дает результат.

В Бресте же аэропорт стоит на самоокупаемости, не находится на дополнительном финансировании. И, как результат, нельзя расширить количество рейсов, открыть лоукосты, потому что на данный момент это совершенно невыгодно. Измениться ли ситуация – покажет время.

Сейчас Минтранс разрабатывает план, согласно которому вскоре безвизовый режим, который сейчас действует только в Национальном аэропорту «Минск», будет распространяться  и в региональных аэропортах. Возможно это тот толчок который позволит увеличить пассажиропоток и как следствие – «оживить» Брестский аэропорт.

Почему из Бреста не летают лоукосты?

А тем временем, пока вы читаете этот материал, над Брестом пролетают сразу несколько самолетов…и все мимо местного аэропорта.