Образование
6 451

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

В Сайгоне я на несколько дней остановилась пожить у своей вьетнамской подруги Ха, которая только недавно закончила педагогический университет и уже работает учительницей английского в частной начальной школе. Я попросила взять меня с собой на урок и в этой статье расскажу, как проходит путь знаний маленького вьетнамца.

Ха начинала свою трудовую деятельность с работы в детском садике, так что это заведение она увидела с точки зрения как «клиентки», так и работницы. Все начинается в детском саду с двухлетнего возраста. Дети распределяются по классам в каждом из которых по два воспитателя. Они ухаживают за детьми и обучают их. Только вот детский садик – это не место для развлечения детей, пока их родители на работе. Здесь их готовят к экзаменам для поступления в школу. Так что игр мало, в основном учеба. Поэтому за четыре года садика шестилетние малыши уже умеют читать, выполнять элементарные математические задачи и знают основы некоторых школьных предметов.

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

Чаще всего программы обучения в садике бывает не достаточно, чтобы поступить в хорошую школу, поэтому некоторые родители нанимают частных репетиторов. Но если этот этап пройден, то начинается уже более спокойное начальное обучение, с играми и повторением той информации, что дети уже усвоили в садике, только более углубленно.

В начальной школе основной упор делается всего на несколько предметов: грамматику, литературу, иностранный язык, простую математику и основы физики. Некоторые классы могут выбрать себе факультативы – музыку или искусство. Я заметила, что в школе больше преимуществ имеют дети с техническим складом ума, а не гуманитарии. И Ха подтвердила, что вторым приходится сложнее и многие вещи им приходится просто заучивать наизусть, без понимания сущности задачи.

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

После пяти лет начальной школы дети сдают экзамены и поступают в среднюю, где уже делятся на профильные классы с различными уклонами. Ха училась во французско-английской, а преподает в немецко-английской. Но языковые профили – большая редкость. Например, в Сайгоне всего несколько школ с языковыми профилями. Обучение в средней школе длится четыре года и за это время ученикам надо освоить 13 предметов. Некоторые классы начинают учебу с утра, другие приходят на занятия во вторую смену. Девятый класс ходит в школу только по утрам, поэтому они могут посещать занятия репетиторов во второй половине дня и вечером. В конце концов, это последний год обучения, и над их головами висят вступительные экзамены в старшую школу. В неделе шесть учебных дней и в них по 5-6 уроков с перерывом на обед.

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

Чтобы попасть в старшую школу нужно пройти экзамены, которые длятся 90 минут. За это время нужно успеть решить 20 заданий по математике или написать четыре листа эссе на заданную тему по литературе – Ха вспоминает эти два предмета с ужасом.

Но мы прошли все тесты и поступаем в старшую школу, обучение в которой длится три года. Здесь, по идее, основное внимание должно уделяться профильному предмету, но Ха рассказывает, как это происходило в ее хоть и хорошей, но государственной школе.

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

Хотя английский был одним из основных предметов наряду с литературой и математикой (на самом деле эти три предмета являются основными показателями академических способностей учеников), английский (или любые другие иностранные языки) обычно рассматривается как побочный предмет и ему учителя уделяют меньше внимания. Большинство учителей английского сами когда-то выучили язык только благодаря дополнительным занятиям с репетитором.

Этот факт создает множество проблем. Вот некоторые из них:

  • отсутствие желания учиться у студентов;
  • отсутствие профессионального опыта преподавателей;
  • ограниченное время и возможности для практики;
  • бедные семьи не могут позволить себе достойные языковые курсы;
  • нет общения с носителями языка.

От садика до выпускного: идем в школу во Вьетнаме

Учебники английского языка ориентированы на грамматику, и, хотя у учеников бывают уроки разговорной речи и аудирования, учителя, как правило, обходят их в пользу практики словарного запаса и грамматики. Моя подруга очень переживала, что она не смогла получить достойные знания языка в школе, поэтому сама сейчас старается дать максимум того, что может своим ученикам. И в доказательство своих слов она вместе со своими учениками спела мне песню на английском.

Татьяна Гендель

Фото и видео автора.