О Бресте в 1945 году

Общество
15:18
34 просмотра

С 15 по 25 января 1945 года в комендатуре города Бреста по ул. Советской, д.92, выдавались новые постоянные ночные пропуска на 1945 год. В заявке, подписанной руководителем учреждения и заверенной печатью, необходимо было указать фамилию, имя, отчество, должность, паспортные данные и адрес лица, нуждающегося в пропуске. После 25 января новые пропуска не выдавались, а старые считались недействительными.

В Бресте действовало отделение ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР). Перед организацией области как недавно освобождённой от немецко-фашистских захватчиков, стояли следующие задачи: массовое обучение населения ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), очистка территории от мин, развертывание работы по подготовке пулеметчиков, минометчиков, автоматчиков, снайперов и т.д. Необходимо было добиться такого положения, чтобы в каждом учреждении, на предприятии, в школе, деревне были созданы первичные организации, члены которых занимались бы изучением ПВХО и какого-либо вида оружия. Не менее важным делом было создание при райсоветах команд по разминированию, которые при помощи населения должны были выявить наличие в районе взрывоопасных единиц и принять меры к их обезвреживанию.

1945

Еще осенью Брестская городская баня работала, хотя и с большими перебоями, а с наступлением зимы – закрылась совсем. В баню, вполне исправную, хорошо оборудованную и способную пропускать до 100 человек в час, не завезли дрова, находившиеся совсем рядом, на железнодорожной станции.

В воскресенье 7 февраля с самого утра сотни горожан с кирками, ломами и лопатами вышли на восстановление разрушенного города и разбор завалов и разрушенных зданий. Например, в результате упорной работы кирпичная стена высотой 5 и длиной 7 метров на углу улиц Советской и Пушкина превратилась в стройные штабели очищенных кирпичей.

Воспитанники Дома Пионеров дали 15 концертов для раненых бойцов и офицеров. Ребята устраивали дежурства в палатах, писали по просьбе раненых письма их родным, собрали для госпиталей более 200 книг.

Отсутствие в Доме Пионеров электрического освещения ограничивало время занятий в кружках коротким светлым временем суток, оставшимся после дневных занятий в школе. К решению этих вопросов, а также помощи в приобретении недостающей мебели и оборудования подключились обком и горком ЛКСМБ.

1945

Тяжело приходилось детям, потерявшим своих родителей и оказавшихся в детском доме № 1 Бреста. В просторном и хорошем двухэтажном здании не хватало мебели, постельных принадлежностей, посуды. Отсутствовали не только электроосвещение, но даже керосиновые лампы. Взрослые, обязанностью которых была помощь обездоленным детям, писали акты и записки в разные организации, но это не могло заставить руководство межрайторга обеспечить детдомовцев сливочным маслом вместо постного и мясом вместо мелкой рыбы.

Областной отдел гособеспечения произвел учет семей военнослужащих и партизан, создал продовольственный и денежный фонды. По своей инициативе жители области внесли в эти фонды 153 тонны продуктов и более 41 500 рублей деньгами. Горожане и крестьяне Бреста и района собрали 517 000 рублей на постройку танковой колонны «Советская Белорусь».

ДЭУ № 848 ОШОСДОРа УНКВД сообщил, что разобран временный мост через Муховец у деревни Гузня. Движение на полигон с 9 часов утра 4 марта возможно по ул. Московской через предместье Волынка.

С 1 марта в городских отделениях милиции – с 9 часов утра до 8 часов вечера - началась перерегистрация паспортов. Граждане с необходимыми документами должны были явиться в кратчайшие сроки, в соответствии с составленным в милиции планом. Лиц, не прошедших регистрацию в установленный срок и без уважительной причины, было предписано удалить из города силами УНКВД.

1945

За 2 дня с 6 по 8 мая трудящиеся города подписались на Четвёртый Государственный Военный Заём на 8 520 000 рублей. Только бойцы военизированной охраны станции Брест-Центральный подписались на 36 450 рублей, что составляет 187% к фонду месячной заработной платы. Многие подписывались на двух-трехмесячный оклад.

1945

Этот удивительный день – 9 мая 1945 года – сохранился в памяти из-за начавшегося примерно с 10 часов утра невнятного гула от голосов и шума шагов множества людей, спешащих куда-то. Через окно квартиры в центре города можно было увидеть толпы взрослых, которые почему-то улыбались, странно счастливо переглядывались, что-то друг у друга переспрашивали. Потом, вдруг, обнимались, плакали и – ни с того ни с сего – танцевали, подпевая себе и друг другу и хлопая в ладоши. От одного к другому перебегали слова, наполненные пока еще неосознанным, но уже удивительно светлым чувством – ПОБЕДА! МЫ ПОБЕДИЛИ! ВОЙНА ОКОНЧЕНА! Они звучали со всех сторон снова и снова. Они обещали так много: перестанут приходить похоронки, соседских мальчишек не отправят на фронт, с неба перестанут сыпаться бомбы, наконец-то вернется папа и привезет настоящую куклу…

В центре города, на площади Свободы, была установлена красочно оформленная Доска Почета восстановителей Бреста. Первыми сюда были занесены коллектив студентов железнодорожного техникума и рабочих ликероводочного завода. Информация обновлялась еженедельно.

В конце мая Брестский горисполком утвердил правила езды в городе Бресте, заключавшиеся в трех запретах:

1 – на въезд и стоянку на тротуарах, бульварах и в скверах для всех видов транспорта;

2 – на езду на велосипедах по тротуару, бульварам, скверам и паркам;

3 – для гужевого транспорта: на езду по центральным улицам, как то проспект 17 сентября (ул. Ленина), Мицкевича, Пушкинская, Советская и площадь Свободы.

Брестская межобластная контора «Союзутиль» принимала от населения и организаций разные виды вторсырья: черный и цветной металлолом (бытовой и трофейный лом), тряпье всех видов, макулатуру (резаную бумагу, в том числе и газетную), кость, рогокопытное сырье, резину, короткое волокно (пакля).

При входе в парк «1 мая» сразу вспоминались отгремевшие бои. Об этом напоминал танк – памятник погибшим героям-танкистам. За танком были могилы героев Советского Союза, Великой Отечественной войны. Все жители – от малыша до старика преклонного возраста – ухаживали за ними.

Замечательный сквер на ул. Мицкевича, засаженный молодыми каштанами и декоративным кустарником, был пастбищем для коров и коз. Они с удовольствием лакомились свежими листьями и молодой корой. В глубине парка, расположенного рядом, щипали травку лошади и свиньи. И до этого никому не было дела.

В газетный киоск стояла очередь – продавали «Правду». Газета стоимостью 20 копеек продавалась за 4 рубля: в качестве обязательной «нагрузки» прилагалась открытка с «аллегорией» – от страшной собаки убегала курица с маленькими цыплятами.

К началу октября в Брест из немецкого рабства возвратилось 1 500 человек. Почти везде репатриированные получили жилые дома, сараи, землю. Райкомы партии и райисполкомы помогали им с трудоустройством, проводили политико-воспитательную работу. На пункте приёма для репатриантов было прочтено более 400 лекций и докладов, проведено 80 киносеансов, 15 концертов, 20 юридически консультаций, выписывались 325 экземпляров центральных и 100 экземпляров республиканских газет. С первых дней возвращения на Родину советским гражданам сообщали о восстановлении в политических правах.

7 ноября в день Великой Октябрьской Социалистической революции вдоль улицы 17 сентября в строгих шеренгах замерли войска гарнизона. Командующий парадом поздравил войска с первым после войны мирным Октябрьским праздником. Воины-победители ответили на приветствие громким «Ура!». Они прошли мимо праздничных трибун под музыку в исполнении сводного духового оркестра. После военного парада началась мирная демонстрация. Первыми по улицам освобождённого от захватчиков родного города уверенно шагали учащиеся начальных школ.