Модный лук начала 20 века: что носили наши прабабушки?
«Встречают по одежке, провожают по уму» - говорят в народе, и неспроста. Одежда в современном мире играет немаловажную роль в жизни человека. Она давно перестала быть просто утеплением для тела и стала для нас средством самовыражения. Человечество уже долгие века неизменно старается выглядеть красиво. Сегодня мы расскажем, как одевались наши бабушки и прабабушки? О, эти дамы знали толк в моде!
Традиционный костюм любого народа создавался так, чтобы в нем было удобно работать, находиться в доме и чтобы он был органичен с окружающей средой. Народный костюм Беларуси, в отличие от шляхетских нарядов, которые больше поддавались влиянию моды Запада, формировался веками и стал признаком и отличительной чертой нашей нации.
Формирование белорусского костюма начинается с конца 13 века и первые сведения о нарядах наших пра-пра мы получили из археологических раскопок, в том числе и в Берестье. Были найдены шерстяные ткани. Нам стали известны виды переплетений, которые уже тогда активно использовали. Из раскопок можно было понять, что основным видом одежды наших предков была льняная сорочка или рубаха. Что же касается средневековья, то этот период практически не исследован, и об одежде можно судить только по оставшимся гравюрам и иконам.
Классическим представителем моды наших предков является костюм конца 19 – начала 20 века. В этот период начинается глубокое исследование национальной одежды, и этот вопрос интересует многих этнографов. В частности, специалистов Русского музея этнографического отдела. Один из них – Александр Сержпутовский – организовал первую серьезную экспедицию с фотодокументированием костюма нашего региона.
Вот как он описывает территорию Полесья:
«Полесье, получившее название от обилия здесь лесов, занимает огромное пространство в южной половине Минской губернии. Это почти горизонтальная, низменная сильно заболоченная страна. И представляет она собой как бы одно огромное болото, среди которого суша выступает лишь в виде островков. На этих песчаных островках, поросших хвойными лиственными деревьями, и приютились жалкие поселения обитающих здесь с доисторических времен белорусов, прямых потомков дриговичей, которые в настоящее время называют себя полешуками. И эти поселения круглый год бывают отрезаны водой от остального мира. Благодаря такой малодоступной и дикой местности, здешнее коренное население, палешуки, в течение многих веков вели замкнутый образ жизни и вследствие этого сохранили свои старинные бытовые черты».
Стоит отметить, что западное Полесье – это особый уголок, кусочек самобытной земли, окруженный болотами и лесами. Примером такого места может стать деревня Кудричи в Пинском районе. Эта деревня – затерянный мир, который до 90-х годов прошлого века был практически недоступен для других людей. Это деревня на воде, без каких-то либо путей сообщения. Люди передвигались только при помощи лодок. Неудивительно, что здесь долго сохранялся уникальный стиль.
Еще один исследователь Исаак Сербов – этнограф и сотрудник Виленского этнографического общества – добрался в Пинское полесье до Первой Мировой войны. В 1911 году он на велосипеде и с фотоаппаратом проехал многие деревни. Благодаря Сербову, мы сегодня можем видеть, как одевались наши предки-палешуки, в каких домах жили. В своих воспоминаниях он пишет, что люди очень настороженно воспринимали человека на велосипеде. Они в первый раз увидели и велосипед, и фотоаппарат. Впервые люди позировали для фотографа, поэтому на фото они все немного испуганные.
В целом белорусский костюм имеет общие черты по всей стране: белый цвет, красно-черная вышивка, геометрические узоры. Это устойчивая восточнославянская традиция, и по типу одежды этнографы и краеведы могут легко отличить, в каком регионе жил человек.
Михаил Романюк – этнограф, исследовавший костюм в 80-е годы выделил в нашем регионе 7 строев. Строй – это костюм со своими специфическими особенностями, который характерен для определенной территории. Что касается одежды в целом, то она очень рациональна, функциональна, удобна и не сложна в крое. Он очень простой, практически без лекальных линий, все детали прямоугольные. Моделирование по фигуре осуществлялось за счет так называемого морщения, когда ткань просто собиралась в складки. Обычно возле ворота и на манжетах, кое-где за счет клиновидных вставок. Так, например, расширялись латухи – верхняя зимняя одежда.
Национальный костюм наших предков отличался в зависимости от полового, возрастного, социального и географического фактора. Интересной особенностью было то, что детская одежда не имела определенных различий между девочками и мальчиками до момента полового созревания. Это была сорочка, как правило, не украшенная, сшитая из поношенной одежды родителей. Мальчиков с рождения подпоясывали поясом и впервые в их одежде появлялись штаны, когда они достигали подросткового возраста. Девочки надевали большее количество украшений и начинали украшать одежду орнаментами.
Один из самых важных для нас строев – Домачевский, который относится непосредственно к Бресту. В целом костюм территории, которая лежит вдоль реки Буг, а это Брестский, Пружанский и Каменецкий районы, имеет общие черты и наиболее ориентирован на Запад. То есть за рекой костюм подобный. И если мы заедем в музей во Владаве (Польша), то увидим в экспозиции абсолютно такой же наряд, только там он называется Надбужанский строй.
Так как регион был ориентирован на Западную Европу, и территория входила в состав Польши, то здесь в костюме используются более сложные технологические приемы и дорогие материалы. Например, на фартуке и юбке можно увидеть фабричные шерстяные нитки с более широкой цветовой гаммой.
В наряде используется гарсет (от слова корсет), так называемая безрукавка, она имеет баску и выполнена из фабричной ткани. Украшена баска контрастными швами, тесьмой, стеклярусом и всевозможными фигурными строчками. Понятно, что самостоятельно соорудить такой костюмчик могла далеко не каждая женщина, поэтому здесь уже начинали пользоваться услугами профессиональных портних. У них были заготовлены сложные лекала, и они владели технологическими приемами.
Еще одной отличительной чертой костюма, который носили на Брестчине, является черный цвет. Такого обилия черного в орнаменте не встретишь больше ни в одном строе. Для юбки был характерен полосатый декор, и она украшалась тесьмой и фабричными лентами. Фартук обязательно гармонично сочетался с юбкой.
Волковысско-Каменецкий строй
В костюме важное место занимает яркая сорочка и заметно выделяется высокая стойка воротника. Крой стандартный, украшения принято было вышивать на разрезах и плечевых вставках. Для этого строя было характерным ношение большого шерстяного платка похожего на плед – «ахинянки».
Белый цвет в белорусском костюме – это цвет, который наши предки ассоциировали с радостью и праздником, поэтому часто его использовали. Красный – цвет-оберег с языческих времен. Черный всегда противопоставляли красному как цвет печали, но это еще и цвет земли. Считалось, что сочетание черного и красного усиливает обережные свойства.
Все знаки имели свое сакральное значение. Каждый символ это то, что женщина хотела выразить в своей работе. Поэтому в основе белорусского орнамента лежит такая фигура, как ромб в различных вариациях. Ромб с отростками наружу – солнце, с отростками вовнутрь – земля. Этот орнамент не случайно помещали на определенных местах: ворот, манжеты и разрез пазухи. Они считались самыми незащищенными против проникновения нечистой силы.
Малоритский строй
Костюмы Малоритского строя считают классикой традиционного белорусского костюма. Он отличается от других строев тем, что у него очень богатый орнамент и цветовая гамма. Женщины носили юбки, сотканные из шерсти. Такая юбка называется бурка – это лучший образец поясной одежды во всей Беларуси. Отличаются и нитки, их вываривали в ольховой коре, благодаря чему получался насыщенный, почти коричневый оттенок.
В целом, в Малорите поясная одежда была представлена в большом количестве в зависимости от времени года и назначения. Юбку ткали из льняных ниток для основы, а потом забивали белыми шерстяными нитками в сочетании с темно-красными. Юбка была заткана полностью и вся декорирована ромбиками и геометрическими фигурами.
Фартук в Малоритском районе называли «фартушок» и придавали ему большое значение. Первоначально они были полностью затканы, а вот уже в 20 веке появляются фартуки попроще.
Головной убор-полотнище назывался «намитка» и по всем регионам имел свои особенности. Малоритская «намитка» отличалась от всех остальных обильными украшениями. К узору добавлялась розетка, ее женщина ткала или вышивала, когда у нее появлялся ребенок. Поэтому по головному убору можно было сказать и откуда женщина, и сколько у нее детей.
Кобринский строй
Кобринский строй отличают вытянутые линии орнамента и проработка узора по всему рукаву. Точно так же украшался фартук, которых носили сразу два. Завершенность костюму придавала кобринская «намитка», которая закручивалась таким образом, что одно из полотен спускалось низко за спину.
Особо выделяется здесь костюм свахи – это обрядовый наряд одного дня. Женщины шили его из фабричной ткани и зачастую использовали недорогие полотна. Костюм был украшен аппликацией в виде ромба, внутри которого были темные точки-глазки. Так сваха присматривала за порядком на свадьбе в несколько пар глаз. На голове был убор из перьев в виде рожек, который должен был выделять сваху среди других гостей на свадьбе.
В костюме ничего не было случайно. Если отсутствовала жилетка, то появлялся поясок. Ходить без пояса считалось неприличным. Мужчину без пояса называли распоясанным, а женщину без головного убора – растрепанной. В объяснение закладывали двойной смысл, считая таких людей растрепанными и распоясанными не только внешне, но и внутренне.
Пинско-Ивацевичский строй
Это то самое западное Полесье, о котором писал Сербов. Пинско-Ивацевичский строй охватывает достаточно широкую территорию и в нем выделяется еще несколько подстроев, например, мотыльский. Общий костюм олицетворяет в себе архаичные черты белорусского традиционного костюма.
Он украшен только простым линейным орнаментом и его отличительная главная особенность – это удивительной тонкости полотно. Фартук охватывает практически всю фигуру и выглядит будто вторая юбка. Доминирующий цвет в одежде – белый.
Ляховичский строй
Самобытность строя объясняется тем, что эта область находилась в центре трех этнографических зон: центральная Беларусь, восточная и западное Полесье. Здесь переплелись традиции разных регионов. Отличает его юбка, которая обязательно плиссировалась. Сначала юбку шили, затем ниткой собирали в складочки, сворачивали ее в валик и заматывали в полотно, которое обмазывали тестом и запекали в печи. Так добивались того, что складки больше никогда не расходились. Юбки получались тяжелыми и их никогда не стирали.
В костюме присутствует безрукавка-гарсет, которая была темного цвета и вышивалась. Особенностью ляховичского строя были наспинные украшения. Вокруг шеи женщины завязывали цветные ленты и к ним крепили длинные свисающие на спину украшения.
Давыд-Городокско – Туровский строй
Для него характерна вышитая крестиком сорочка и шерстяная юбка. Но особый самобытный этнографический тип здесь представлен ни на что не похожими головными уборами на каркасе. На каркас надевался чепец, и завивалась тончайшая «намитка», практически как марля. Чем старше была женщина, тем выше у нее был рогатый головной убор.
В нашей области этот костюм не сохранился, потому что, когда Сербов ездил по региону, этот наряд уже выходил из обихода. Его носили только очень пожилые женщины. Молодые люди эту традицию утрачивали: необычный головной убор заменялся обычными платками.
Костюм отличает использование фабричных тканей, длинная юбка с фартуком и гарсет. Особое внимание уделяли обилию украшений, бусы могли занимать всю грудь, вместе с медальонами и крестами. Так как бусы считались сатанинским украшением, его надо было уравновесить крестиками. По этой же причине бусы не надевали на венчание в церковь и не клали покойнику в гроб.
Вот мы и подошли к концу тех семи столпов моды наших прекрасных прабабушек. Каждый такой костюм – настоящее сокровище!
Однако, грешно будет обойти стороной и не упомянуть отдельно Бездежские фартушки, которыми так славится Дрогиченский район. Фартуку там придавали очень большое значение. Девочки начинали носить его в 5-7 лет и впервые надевали на Пасху. Считалось, если ты уважаешь мужчину, то должна появляться только в фартуке. А Бездежские фартуки – это еще и настоящее произведение искусства из тонкого полу-прозрачного льняного полотна.
Удивительно, как женщины, не знавшие грамоты, жившие в глубинке в условиях натурального хозяйства, создавали настоящие шедевры искусства – изящные и уникальные вещи, которым мы можем только завидовать.
Автор – Татьяна Гендель
Фото 1, 3, 4, 6, 12, 17 – из архивов Исаака Сербова
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии