МНЕНИЕ: Национализм против искусства

мнение читателей
20-03-2017

21 марта празднуют Всемирный день поэзии. Праздник, надо сказать, профессиональный, но отмечают его, как видно, не только поэты, а все, у кого душа просит продолжения банкета после прошедших 8 марта и Дня святого Патрика. Уж больно удобная и подходящая для этого дата, не правда ли? Возможно, с этой целью его и создали, но ладно, не будем вдаваться в подробности, речь в статье пойдет не об этом...

Вообще, поэзия - замечательное изобретение человечества. Я сам довольно давно пишу стихи и уже могу похвастать победами в литературных конкурсах, публикациями в авторитетных литературных журналах и выступлениями на концертах и на телевидении. И за почти семилетнюю "поэтическую карьеру" я вынес для себя очень много жизненных уроков, одним из которых хотел бы с вами поделиться.

Однажды (возможно, как-раз на День поэзии, точно не помню) меня пригласили почитать стишки на концерт. При этом сообщили, что в программе полагается "свободный микрофон", то есть почитать свои творения сможет любой желающий, поэтому я могу захватить с собой пару-тройку начинающих, еще нигде не выступавших поэтов, в зале будут люди из союзов писателей и еще очень много серьезных дядечек и тетечек, которые оценят молодняк и пробьют им дорогу в литературу.

А у меня, как назло, как раз имеется такой знакомый: один паренек, который пишет замечательные стихи, но больно робок, нигде не выступает и крайне не уверен в себе и своих способностях. Стихи его, надо сказать, действительно хороши, ему это говорили и преподаватели в университете, и родные (в особенности бабушка), и девушка, но он никому не верил, говорил, мол, оттого все его хвалят, что обидеть боятся. И вот теперь я понял, что сегодня у него появился шанс услышать положительную оценку от состоявшихся писателей, лиц посторонних и в принципе не заинтересованных в излишней и несправедливой похвале.

Так вот, пришли мы с ним на концерт, уселись в третьем ряду, поближе к литературному бомонду города, и стали смотреть. Сразу обратило внимание, что ведущая, а ей была известная литераторша, занимающая довольной высокий пост в союзе писателей, говорила исключительно по-белорусски и как-то с гораздо большим энтузиазмом слушала стихи на "матчынай мове". Ну а если кто-то из поэтов осмеливался по-белорусски благодарить ее и отвечать на ее похвалы, ее восторгу не было предела. 

И вот, значит, толкаю я своего знакомого в руку и шепчу, чтоб тот выходил следующим. У него, и без того всего трясущегося и раскрасневшегося, стало дергаться веко. Он достал из кармана брюк платок и вытер со лба проступивший от волнения пот.

Предыдущий выступающий ушел со сцены под аплодисменты, угодливо кланяясь ведущей и бомонду на первом ряду, то и дело сострясая воздух словами "дзякую", "дзякую", "усяго найлепшага". А далее медленно и неуверенно вышел на сцену мой знакомый. Поздоровался, немного рассказал о себе, поведал, что впервые читает стихи на публике и что для него это очень важно. Он посмотрел на меня, я ему моргнул, мол, "давай, с Богом", он мне в ответ кивнул и неуверенно начал читать свои стихи.

А стихи у него, надо сказать, были на русском языке. По-белорусски он не писал. То ли плохо его знал, то ли вдохновения нужного не было. Публика так замерла, что было слышно, как летает муха. Он прочел около десятка стихов, которые, на мой субъективный и совсем не профессиональный взгляд, были на этом концерте лучшими, облегченно выдохнул и сказал "спасибо".

Зал отреагировал мгновенными и громкими аплодисментами. Я впервые за сегодня увидел этого юного поэта улыбающимся. Ведущая тоже улыбалась и хлопала, но вдруг остановила всеобщий восторг словами "Хвіліначку, хвіліначку! Пачакайце! Дайце пагаварыць з хлопцам!"

Зал притих, знакомый продолжал улыбаться и ждал отзыва авторитетной ведущей. Она перешла в наступление:

"Так, вершы добрыя, дзякуй. Толькі скажыце, а хто Вы па нацыянальнасці?"

Знакомый немного смутился, было видно, что он не ожидал такого вопроса. Честно признаться, и я не ожидал.

"Я белорус", - робко ответил он.

Ведущая сразу расцвела в улыбке и в чувстве выполненного долга: 

"Вось! Вы беларус, значыць старайцеся пісаць вершы па-беларуску! Навошта ўзбагачваць чужую літаратуру, літаратуру суседзяў, калі можна ўзбагачваць сваю родную?"

Знакомый пожал плечами, несмело ответил, что он никогда не пробовал, ему в голову такая мысль не приходила.

"Ну дык пробуйце! Я буду чакаць Вас на гэтым канцэрце праз год з беларускімі вершамі!", - отрезала ведущая. 

Зал еще раз поаплодировал, правда, немного меньше, чем сразу после выступления, а знакомый поплелся на свое место. Я тут же встал и повел его из зала. Находиться там дальше было бессмысленно. Человек только-только делает шаги в поэзию, впервые осмелился выступить на сцене, а его сразу обрывают обычным бытовым национализмом, заведомо ограничивая его творческий порыв. Ведь на деле-то творчество должно быть вне языковых и национальных рамок, а профессиональные писатели должны способствовать максимальной свободе молодых творцов.

Ей-Богу, я бы на ее месте сказал этому юноше примерно следующее: "Ты молодец, пиши, как у тебя получается! Пиши на любом языке, в любой форме. Не ограничивай себя ни в чем!" И еще непременно бы добавил, что у него есть шанс стать великим поэтом. Потому что великими становятся лишь те, кто изначально верит в это.

А знакомый этот мой, которого мне не повезло пригласить на злосчастный концерт, еще долго пытался написать стихотворения по-белорусски, прислушавшись к совету писательницы-ведущей, да так у него ничего и не вышло. Не лежит душа, белорусское "натхненне" обходит стороной и отгоняет от него русское вдохновение. И на концерт спустя год он так и не пришел... 

Но весьма интересно, сколько там было таких, как он? Сколько молодых и неопытных, нуждающихся в поддержке со стороны состоявшихся писателей, там также сбили с толку и даже немного сломали?

***

И вот на днях, по иронии судьбы в канун Всемирного дня поэзии, я встретил его на улице. Слово за слово, и я, естественно, поинтересовался его поэтическими успехами, на что он погрустнел и махнул рукой:

"Да я уже больше не пишу".

Я недоуменно спросил, почему.

"Да как-то не получается после того... концерта..."

Мы разошлись. Теперь это был совсем не тот робкий и доверчивый юноша, думающий о высоком и мечтающий связать жизнь с поэзией. Теперь это человек с потухшими и немного обиженными глазами. Сломленный и лишившийся мечты.

И вот сижу до сих пор с мыслями о том, как же нам все-таки мешает культурно развиваться национализм в искусстве. Когда-то все это вылилось во Вторую Мировую войну и физически уничтожило миллионы людей, а сегодня духовно уничтожает сотни, а может, и тысячи молодых дарований по всему миру.

"Украинец не должен писать на мове оккупанта", "Зачем ты пишешь по-английски? Ты чо, нерусский пиндос что ли?", "Беларус павинен писаць тольки па-беларуску" - наверное везде молодые поэты сталкиваются с подобными "нравоучениями" старших "товарищей", зараженных идеями "национального возрождения", "национального самосознания" и даже "национальной исключительности". И это не просто опасно для будущей безопасности нашего региона, это ставит искусство в националистические рамки. Но великое искусство в таком положении существовать не может, ему нужна свобода и отсутствие стереотипов и границ. 

Кирилл Озимко

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.