back b
image

Поразмышлять о будущем человечества: 20 лучших сюрреалистических фильмов-антиутопий

06-09-2017 19:36
Поразмышлять о будущем человечества: 20 лучших сюрреалистических фильмов-антиутопий

Если утопия – модель идеального общества, то антиутопия – её полная противоположность, версия грядущего хода истории, когда что-то пошло не так и гармоничное развитие мира нарушено. Читателей и зрителей ожидают мрачные прогнозы: Земля перенаселена или наоборот – человечество несёт небывалые людские потери, население голодает и страдает от экологических катастроф, критически меняется демографическая ситуация, массово увеличиваются генетические мутации. В таких условиях большинство авторов антиутопий пророчат господство тоталитарного режима. Если такое мировоззрение совпадает с вашими собственными представлениями и ожиданиями – этот список для вас.

В период глобального экономического кризиса, вооружённых конфликтов и природных катаклизмов фильмы-антиутопии стали популярнейшим жанром кино. Кассовый успех «Голодных игр», «Дивергента», «Бегущего в лабиринте» колоссален. Мы не стали включать последние хиты киноиндустрии в данный перечень, но в нём вы найдёте 20 других величайших на наш взгляд антиутопических фильмов, которые рекомендуется посмотреть или пересмотреть любителям жанра.

 

1984 / Nineteen Eighty-Four (1984, Майкл Рэдфорд)

Произведение Джорджа Оруэлла «1984» – пожалуй, самый известный и мрачный роман-антиутопия. Широкое распространение получили перевёрнутые принципы из книги: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».

Сюжет «1984» закручен вокруг жизни Уинстона Смита, живущего в тоталитарном режиме, где самым тяжким правонарушением считается мыслепреступление. Он завязывает противозаконный роман с молодой женщиной Джулией. История Смита вызывает удручающее чувство не только из-за мрачно показанного социума, но из-за ужасающих своим правдоподобием параллелей между вымышленным книжным и нашим собственным реальным обществом.

 

Зелёный сойлент / Soylent Green (1973, Ричард Флейшер)

«Зелёный сойлент» – экранизация романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». В 2022 году мир измучен перенаселением, нехваткой пищи и экологическими бедами. В условиях колоссального продовольственного кризиса корпорация «Сойлент» выводит на рынок новый революционный продукт «зелёный сойлент», который спасёт мир от голода. По сюжету киноленты, одного из владельцев процветающей корпорации убивают, а расследование преступления поручают детективу Торну. Следователь, распутывая сложное дело, получает доступ к шокирующей информации о том, как добывается «зелёный сойлент».

Фильм, снятый четыре десятилетия назад, совершенно не утратил своей актуальности и является ярким примером научно-фантастического кино, пронизанного острыми социальными темами.

 

Особое мнение / Minority Report (2002, Стивен Спилберг)

Фантастический триллер по мотивам одноимённой повести Филипа Киндреда Дика поднимает такую важную и глубокую тему, как «растущая размытость границ между реальным и виртуальным мирами».

Действие фильма разворачивается в 2054 году. Система правосудия работает на базе специального отдела, предотвращающего преступления до их совершения. В рамках экспериментальной программы преступный отдел узнаёт о планирующемся преступлении с помощью видений трёх провидцев. Но у одного из ясновидящих существует «особое мнение», которое сильно отличается от других.

 

Королевская битва / Battle Royale (2000, Киндзи Фукасаку)

Эта современная японская кинолента – необычное и знаковое явление в мировом кинематографе. Агрессивный психологический фильм, снятый по одноимённому роману Косюна Таками, погружает зрителя в безрадостное апокалиптическое будущее, где класс учеников школы принудительно отправляют на необитаемый остров и объясняют правила «игры» на выживание: три дня они должны убивать друг друга, пока в живых не останется только один.

 

Город потерянных детей / La cité des enfants perdus (1995, Жан-Пьер Жёне и Марк Каро)

Зрителя ожидает мрачный научно-фантастический фильм о спятившем учёном Кренке, живущем на океанской буровой установке. Он лишён возможности видеть сны, поэтому крадёт детей из близлежащего портового городка и похищает их сновидения. Однажды к нему в руки попадает маленький мальчик по имени Денри. Кренк никак не ожидал, что старший брат мальчишки – силач Уан – отправится на спасение ребёнка. Уникальная операторская работа и монтаж сделали фильм культовым и не теряющим свою популярность уже два десятилетия.

 

Процесс / The Trial (1962, Орсон Уэллс)

Этот фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Франца Кафки, Орсон Уэллс считает своей лучшей работой в кино.

Однажды утром главный герой Йозеф К. просыпается от неожиданного визита незнакомцев, которые сообщают ему об аресте, но не объясняют его причину. Йозефа не отвозят в тюрьму, но с этого момента он в поисках справедливости обречён ходить по судам, чтобы найти причину своего ареста и освободить себя от сокрытых от него подозрений. В этом безумном мире нескончаемых бюрократических лабиринтов его наконец приговаривают к смерти. Снова не объясняя причины…

 

12 обезьян / 12 Monkeys (1995, Терри Гиллиам)

«12 обезьян» с Брюсом Уиллисом в главной роли, снятый по мотивам французской короткометражки «Взлётная полоса», быстро обрёл статус культового кино. Главный герой картины – заключённый, который отправляется в прошлое, чтобы получить сведения о страшном вирусе, унёсшем жизни большей части землян.

Фильм имел огромный успех в прокате и стал самым прибыльным в карьере режиссёра. Здесь Брэд Питт впервые продемонстрировал не только красоту и обаяние, но и актёрское мастерство, и был номинирован на «Оскар».

 

THX1138 (1971, Джордж Лукас)

В основу шедевра Лукаса легла его же короткометражная лента «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB», снятая ещё в студенчестве.

Действие картины происходит в 25 веке. Люди-рабы загнаны под землю и управляются деспотичными роботами. Комбинации букв и цифр заменили их имена, а эмоции и разум подавляются мощными медицинскими препаратами. Любые проявления чувств «механических» людей расцениваются как отклонение от нормы и жёстко наказываются. Но в общей подавленной массе находится бунтарь, пожелавший остаться Человеком.

 

Чужие среди нас / They Live (1988, Джон Карпентер)

Безработный Джон прибывает в Лос-Анджелес, чтобы подзаработать на стройке, и знакомится с Фрэнком, который однажды приводит его в городские трущобы. Там после ночной полицейской облавы в церкви Джон находит коробку с солнцезащитными очками и забирает себе одну пару.

Вскоре он обнаруживает, что странные очки на самом деле позволяют видеть мир таким, какой он есть в действительности. В обществе среди людей живут инопланетяне, а на рекламных щитах, листовках и в книгах скрыты зомбирующие лозунги: «Потребляй», «Подчиняйся», «Женитесь и размножайтесь», «Никаких независимых мыслей», «Смотрите телевизор», «Спи», на денежных купюрах – «Это твой Бог». Потрясённый главный герой пытается раскрыть правду другим людям, но его принимают за умалишённого. Спасаясь от преследования инопланетян, Джон встречает жителей города, которые знают правду, и с их помощью пытается разоблачить «Чужих».

 

Матрица / The Matrix (1999, Лана и Лилли Вачовски)

Культовый научно-фантастический боевик о неоднозначной природе реальности. Сумасшедший по философской наполненности фантастический кинопроект, блестяще реализованный сёстрами Вачовски. Один из лучших научно-фантастических фильмов, выходивших на экраны за всю историю кинематографа.

«Матрица» – захватывающая история о ближайшем будущем, в котором человеческое общество функционирует в симуляции, созданной разумными машинами. Более того, искусственно выстроенное общество даже не успело заметить своего полного порабощения.

 

Гаттака / Gattaca (1997, Эндрю Никкол)

«Гаттака» – один из самых недооценённых публикой и критикой фильмов с прогрессивной идеей, заслуживающей пристального внимания. Лаконичный триллер без спецэффектов предлагает изучить технологии генной инженерии, аккуратно вклинивая в ход событий тонкие богословские вопросы о том, должен ли человек вторгаться в «дела Божьи», и приведёт ли в действительности такое вмешательство к созданию лучшего человека и общества.

 

Бразилия / Brazil (1985, Терри Гиллиам)

В сатиричной антиутопии Терри Гиллиама актёр Сэм Лаури сыграл главного героя Джонатана Прайса – клерка, пытающегося разыскать женщину, которая является ему во сне. Он ежедневно выполняет монотонную отупляющую работу, проживает в крошечной квартире, существует в мрачном обществе, где всё зависит от угнетающей бюрократической машины с культом непогрешимости. Но случается небольшая опечатка, за которой происходит цепочка любопытных и абсурдных событий.

 

451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451 (1966, Франсуа Трюффо)

Первый цветной и единственный англоязычный фильм непревзойдённого Франсуа Трюффо.

Сюжет картины по мотивам романа Рэя Брэдбери разворачивается в мире, тоталитарное правительство которого отдаёт распоряжение о повсеместном массовом сжигании книг. Гай Монтэг – «пожарный», один из тех, кто выполняет приказ об уничтожении книг. Главный герой живёт совершенно обычной размеренной жизнью, пока не встречает молодую девушку, которая заставляет его взглянуть по-новому на свою работу и усомниться в правильности идеологии.

 

Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Max 2: The Road Warrior (1981, Джордж Миллер)

Продолжение фильма «Безумный Макс» (1979) – возможно, один из самых выдающихся научно-фантастических фильмов в истории кино. Хотя и первая часть стала абсолютным хитом, сиквел даже затмил оригинал и является одной из лучших постапокалиптических и антиутопических картин.

 

Дитя человеческое / Children of Men (2006, Альфонсо Куарон)

В тревожной философско-фантастической антиутопии Альфонсо Куарона источником проблем является не правительство, а само общество. Человечество, которое предстаёт в непривлекательном, удручающем свете, постигло бесплодие, в течение 18 лет не родился ни один ребёнок.

Главный герой оказывается в экстремально опасной ситуации, ему предстоит сопровождать иммигрантку – единственную беременную женщину в мире, которая пытается добраться на корабль таинственной организации, сулящей защиту ей и малышу. Но ребёнка планируют использовать в своих целях решительно настроенные политические активисты. Герою приходится сделать сложный выбор и уберечь свою спутницу, доставив её в безопасное место.

 

Тёмный город / Dark City (1998, Алекс Пройас)

Фантастическая антиутопия исследует разные стороны проявления личности и её податливость, адаптивность в неких сложившихся условиях и обстоятельствах. По сути, «Тёмный Город» – это реальность, которая создана путём проекции концепта идеального общества, и образована с целью изучения природы человеческой души. В фильме наглядно и убедительно показано, как человек может преодолевать консенсусную реальность (в данном случае мрачную и депрессивную атмосферу города) и планомерно развивать свою личную «тихую гавань» в существующем мире, чтобы взрастить собственное сознание.

 

Заводной апельсин / Clockwork Orange (1971, Стэнли Кубрик)

Культовая адаптация Стэнли Кубрика известного романа Энтони Бёрджесса. «Заводной апельсин» – один из самых популярных фильмов в истории мирового кино, снятый одним из популярнейших режиссёров. В нём рассказывается о молодом парне Алексе, который вместе со своей бандой бесчинствует в городе, а после совершённого убийства оказывается за решёткой. В тюрьме он соглашается пройти курс экспериментального лечения по избавлению от склонности к насилию. Но у медикаментозной схемы выявляются побочные эффекты.

 

Акира / Akira (1988, Кацухиро Отомо)

«Акира» – это не просто одно из лучших аниме за всю историю мультипликации, но и один из самых запомнившихся научно-фантастических фильмов. Фильм стал новой вехой в японской анимации, именно с него Запад открыл для себя жанр аниме.

Сюжет разворачивается в 2019 году в городе Нью-Токио, отстроенном на месте старого Токио, уничтоженного в результате катастрофы 30-летней давности. За страшным событием прошлого стоит некий Акира. Молодой мотоциклист Тэцуо попадает в ДТП с ребёнком-мутантом, наделённым экстраспособностями. На место аварии прибывают военные и увозят обоих, так как у Тэцуо с огромной скоростью проявляются необъяснимые парапсихические и физические возможности. Подобными возможностями обладает лишь заточённый в тайном убежище мальчик Акира.

 

Метрополис / Metropolis (1927, Фриц Ланг)

«Метрополис» – самый старый фильм в нашем списке. Это драма о классовой борьбе, заслуживающая внимания своей исторической значимостью и стоявшими за ней грандиозными амбициями. «Метрополис» стал самым дорогим и, конечно, самым необычным кинопроектом своего времени.

Речь в фильме идёт о Фредере, сыне правителя города Метрополиса, который разочаровывается в богатстве, узнав, какой ценой достигается роскошь высшего класса.

 

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982, Ридли Скотт)

Это один из самых умных и глубоких научно-фантастических фильмов всех времён. В нём обсуждаются темы дегуманизации человечества, роли творца и творения, их взаимное порабощение, смысл существования и многие другие. Всё переплетается в потрясающий видеоряд.

Источник: http://cameralabs.org/

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии 0

Нет комментариев