Добрый волшебник Хаяо Миядзаки снимает свой последний полнометражный мультфильм

мнение читателей
30-08-2017

Осенью 2016-го величайший японский аниматор-сказочник Хаяо Миядзаки поделился с поклонниками планами о создании последнего полнометражного аниме в своей удивительной карьере.

К такому решению знаменитый режиссёр пришёл, работая над  10-минутной анимационной 3D-короткометражкой «Гусеница Боро» для музея аниме-студии «Гибли». Мастер остался недоволен результатом проекта и превратит его в полнометражный мультфильм.

Ранее, в 2013 году, после премьеры грустного и лиричного мультфильма для взрослых «Ветер крепчает», Миядзаки публично объявил о завершении своей режиссёрской карьеры. Правда, не стоит забывать, что и до этого аниматор неоднократно озвучивал мысли об уходе на отдых, однако снова и снова возвращался к созданию своих глубоких, атмосферных мультфильмов.

В ноябре 2014 года великий японский режиссёр-аниматор был удостоен почётной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Сегодня режиссёру 76, и работа продолжается.

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссёров планеты. Добрые, тёплые, трогательные, волшебные мультфильмы со старательно продуманными и прорисованными образами получили международное признание и установили очень высокую планку для мировой семейной анимации.

Биография японского волшебника

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку, – одном из 23-х спецрайонов Токио. Отец Хаяо, Кацудзи Миядзаки, работал авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, вероятно, поэтому Хаяо с раннего детства очень трепетно относился к авиатехнике. Вместе со старшим братом Арито они часами рисовали самолётики и воображали себя их пилотами. Позже к «лётным» играм присоединились и младшие дети – Ютака и Широ.

Семья Миядзаки была состоятельной и не бедствовала даже в годы войны, ведь выполнявшие оборонные заказы отец и дядя Хаяо зарабатывали на этом огромные деньги. Но во время боевых действий производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переезжало в условно безопасные регионы Японии, и семейство Миядзаки вынужденно следовало за ним.

Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномиятиги. Здесь дети впервые испытали ужасы войны – они пережили жуткие ночные авианалёты и бомбардировки города. Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также багровый из-за пожаров цвет ночного неба.

Затем семья переехала в городок Канума в той же префектуре, но вскоре вернулась в Уцуномию. После войны в семью Миядзаки пришла беда – мама, Ёсико Миядзаки, серьёзно заболела. Болезнь Потта (туберкулёз позвоночника) на долгие годы приковала её к постели. Кацудзи бесконечно обследовал жену и показывал её самым известным врачам Японии. Семья Миядзаки постоянно переезжала с места на место в поисках эффективного лечения в самых лучших клиниках, однако медики оказались бессильны. Кацудзи вынужден был забрать супругу домой и ухаживать за ней самостоятельно.

Мальчики всеми силами помогали в уходе за мамой, и именно в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлёкся литературой. А через 9 лет болезни, в 1956 году, случилось настоящее чудо – мама поднялась на ноги. Она ещё четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших за годы сыновей.

В 1958 году Хаяо впервые увидел первое цветное полнометражное аниме Hakujaden («Легенда о Белой Змее»). Невероятное и захватывающее зрелище до глубины души потрясло впечатлительного мальчика. Хаяо «влюбился» в главную героиню мультфильма Пай-Нян и обещал себе в будущем создать что-то похожее.

После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов.

Сразу после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки устроился а киностудию Тоэй художником-фазовщиком. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это привносило много проблем в жизнь Хаяо, но юный художник никогда не сдавался и не уступал свои принципам.

В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил руководству, что оригинальный финал точно не понравится зрителям, и добился разрешения переписать концовку. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.

В 1968 году Хаяо начал сотрудничать с именитым режиссёром Исао Такахата. По его приглашению Миядзаки занял должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»).

Следом он принял непосредственное участие в создании легендарных аниме Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец») и Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»). В 1969 году вышла первая собственная манга (японские комиксы) Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую начинающий автор решил подписать псевдонимом Сабуро Акицу.

В 1971 году из-за разногласий и предвзятого отношения руководства Хаяо распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную анимационную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось совсем не просто, и уже через несколько месяцев оказавшиеся без проектов и заработков Миядзаки и Такахата начали работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где совместно создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»). Затем Хаяо стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.

В 1973 году талантливая троица Миядзаки-Такахата-Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises (в будущем знаменитую Nippon Animation). Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссёр, сняв аниме Mirai Shonen Conan («Конан – мальчик из будущего»).

В 1979 году он срежиссировал на студии TMS очередную часть сериала Lupin III – Lupin III: The Castle of Cagliostro («Люпин III: Замок Калиостро»).

В 1982 году увидела свет новая манга Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Вскоре после её публикации автор получил предложение на экранизацию своего произведения. В качестве продюсера выступил его неизменный партнёр Такахату.

Успех созданного анимэ вдохновил Миядзаки, и в его планах появились ещё несколько экранизаций произведений по своим сценариям. В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки Миядзаки и Такахата снова предприняли попытку основать собственную анимационную студию. Так была создана Studio Ghibli, название которой сегодня знакомо не только каждому японцу, но и любителям аниме по всему миру.

В творческих мастерских Ghibli родились потрясающие аниме Хаяо: Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шёпот сердца») – первое аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждая анимационная лента Миядзаки открывала зрителям двери в сказочные миры, прививая детям понимание важности дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром и давая взрослым возможность опять начать мечтать.

В 1995 году Миядзаки начал работу над Mononoke-hime («Принцесса Мононоке») – самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии.

После грандиозного успеха аниматор взял отпуск, во время которого часто наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесённые призраками»). В 2001 году на экраны вышел одноимённый полнометражный мультфильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.

Проект принёс студии Studio Ghibli более 300 миллионов долларов прибыли. Аниме «Унесённые призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

В 2004 году коллекцию шедевров Миядзаки пополнила экранизация фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Спустя год Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.

В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утёсе», вольная трактовка «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор» (автор треков – Дзе Хисаиси).

В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над своей «лебединой песней» – картиной «Ветер крепчает» по сюжету собственной манги, ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссёра. Работа над аниме для взрослой аудитории шла тяжело. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители.

Несмотря на опасения автора, трогательная история о молодом человеке, стремящемся к своей мечте вопреки жестокой действительности, была принята аудиторией с распростёртыми объятиями. Фильм участвовал в конкурсной программе 70-го Венецианского кинофестиваля, а также стал одним из номинантов на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и боролся за «Оскар» как лучший анимационный полнометражный фильм.

8 аниме доброго сказочника Хаяо Миядзаки, которые обязательно нужно посмотреть

Навсикая из долины ветров

Этот мультфильм считается первым аниме студии Гибли, хотя был создан немного раньше её официального основания. И это второй полнометражный анимационный фильм Хаяо Миядзаки, снятый по собственной манге. Именно это аниме задало тон всем его последующим работам. В нём есть любимые Миядзаки самолёты, баланс сил в природе и обсуждение важных экологических вопросов. Сюжет ленты разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны – «семи дней огня».

Небесный замок Лапута

Гигантский летающий остров Лапута, который никто никогда не видел, – древняя легенда. Найти остров можно только с помощью кристалла Летающего камня. Сита – девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты, хранительница волшебного кристалла. Кто только не охотится на Ситу, чтобы захватить Лапуту, на которой есть и сокровища, и смертельное оружие...

Мой сосед Тоторо

Тоторо – дух-хранитель леса, большое и очень милое существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. В его лице малышки обретут настоящего искреннего помощника. Вместе с Тоторо в этом мире существует ещё котобус, маленькие духи леса и сусуватари – чёрные чернушки. Чернушки позже появятся ещё в аниме «Унесённые призраками». Обаятельный Тороро очень полюбился зрителям. Эта анимация сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал её символом. А проехаться на котобусе с мышами-габаритами – мечта каждого ребёнка.

Ведьмина служба доставки

Юная ведьма Кики должна пройти обязательную годовую стажировку в городе, где её никто не знает. Но она умеет лишь летать на метле, да и то не так уж прекрасно. В этой истории режиссёр сталкивает ведьмочку с важными вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и миром. А ещё в этом мультфильме у Кики будет друг – мальчишка, который бредит самолётами.

Порко Россо

Алый Свин – лётчик-ас, участник I мировой войны, разочарованный в людях до такой степени, что частично превратился в свинью. По сюжету, он летает на своём самолёте где-то над Адриатикой и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты, а также спасается от преследований другого аса. Возможно, прототипом образа Порко Россо стал реально существовавший Красный барон – пилот, на счету которого числится более 80 побед в воздушных баталиях.

Унесённые призраками

Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они выходят на прогулку, ошибочно сворачивают не на ту дорожку и попадают в магический мир. Боги приходят туда отдыхать, а колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами и превращает людей в свиней. Восхитительное аниме, с бескрайней водой, богами, духами и чернушками сусуватари. На протяжении всей истории воспитывается характер Тихиро.

Ходячий замок

Прообразом замка стала русская «избушка на курьих ножках». Но замок Миядзаки огромен, хаотичен и как будто слеплен из десятков разных объектов. А ещё он видоизменяется по ходу мультфильма. Завораживающее своей красотой аниме про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.

Рыбка Поньо на утёсе

Красивый мультфильм про верную дружбу 5-летнего мальчугана и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и поэтому мечтает превратиться в человека. Это аниме – вольная трактовка сказки про Русалочку. Добрая и трогательная.

Ветер крепчает

Прощальная полнометражная лента Хаяо Миядзаки, посвящённая страсти всей его жизни, – самолётам. В аниме повествуется о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни и самолётах, которые он строил. Это грустный и очень светлый мультфильм о горячей любви к делу всей жизни.

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.