Декрет №7 «О развитии предпринимательства». Комментарий юриста. Продолжение

Закон
19:31
451 просмотр
Татьяна Мухоровская

Начало.

Согласование режима работы.

- Среди изменений, внесенных в Декрет №7, есть пункт об отмене согласования режима работы объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания с местным исполнительным органом. Какие здесь плюсы и минусы?

Алеся. – В данном случае идет устранение административного барьера, предпринимателям станет проще организовывать ведение бизнеса. Предприниматель может принять решение работать с 08.00 до 23.00, через некоторое время изменить график – с 10.00 до 23.00, никто не может это запретить. И уведомлять государственные органы нет необходимости, главное, обеспечить соблюдение установленного режима работы.

- Есть какая-то причина, по которой вы в разговоре упомянули временной интервал с 8.00 до 23.00?

Алеся. – Одно ограничение все-таки осталось. Если объект работает в ночное время, а это как раз с 23.00 до 07.00, то процедуру согласования придется пройти.

- Как владелец бизнеса может воспользоваться правом на самостоятельное определение режима работы, если объект расположен на территории торгового центра?

Алеся. – В законодательстве определено, что режим работы объектов, расположенных на территории торговых центров, как правило, соответствует режиму работы данных объектов. Поэтому у предпринимателя могут возникнуть ограничения на определение режима работы со стороны администрации торгового центра,  это может быть отражено, например, в договоре аренды помещения.

Если предприниматель осуществляет свою деятельность в  изолированном помещении, он может устанавливать время работы, которое удобно и экономически целесообразно для него.

Отмена согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте.

- Что подразумевается под отменой согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте?

Алеся. – Декрет №7 содержит несколько послаблений для субъектов рекламной деятельности. Основное – это упрощение процедуры получения разрешения на размещение средства наружной рекламы. Так, заявление на размещение средства наружной рекламы будет подаваться по принципу «одного окна» и рассматриваться в течение 15 рабочих дней. Если предприниматель продлевает срок размещения средства наружной рекламы, то соответствующее заявление рассматривается в течение 5 дней.

До вступления в силу положений Декрета № 7 субъект хозяйствования был обязан получать разрешение на размещение средства наружной рекламы в определенном месте (например, рекламный щит, электронное табло и др.) и получать согласование содержания наружной рекламы, которое включает и текст, и изображение. Под отменой согласования понимается именно отмена согласования содержания наружной рекламы.

- В чем подвох?

Алеся. – В данной ситуации предприниматель должен  помнить, что он несет ответственность за содержание размещаемой наружной рекламы, поскольку законодательством предусмотрена ответственность за распространение ненадлежащей рекламы. С одной стороны, положения Декрета №7 устраняют дополнительные административные  барьеры, с другой – происходит повышение уровня ответственности субъекта хозяйствования.

- Чем регулируется ответственность за ненадлежащую рекламу?

Алеся. – Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

- Где прописаны требования к рекламе, в том числе и о том, что считать ненадлежащей рекламой?

Алеся. – Основными нормативными актами являются Закон Республики Беларусь «О рекламе» и постановление Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе», которым утверждено Положение о порядке размещения средств наружной рекламы. Это довольно обширные нормативные документы.

В этой связи у предпринимателя есть несколько вариантов. Во-первых, он может самостоятельно изучить вышеуказанные документы. Во-вторых, может обратиться за разъяснениями к юристу, который подскажет, на что обратить внимание, чтобы осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Однако на практике нередко встречается следующий вариант: предприниматель работает «на авось», пока уполномоченный орган не вынесет предписание об устранении выявленных нарушений.

- Можете привести пример?

Алеся. – Вы наверняка видели рекламу о проведении объектами торговли и общественного питания следующих рекламных мероприятий: «Купи одну бутылку  пива и получи вторую бесплатно!». Однако Закон Республики Беларусь «О рекламе» запрещает проведение рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков.

Стоит отметить нововведение Декрета № 7, согласно которого в объектах общественного питания может осуществляться бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков при проведении рекламных мероприятий в объеме не более 5 литров на одного человека.

Использование объектов недвижимого имущества по нецелевому назначению.

- Какие объекты недвижимости  затрагивает данное изменение?

Алеся. – Во-первых, Декрет №7 предусматривает возможность изменения целевого назначения капитальных строений, изолированных помещений в рамках одной процедуры, срок которой не должен превышать 15 календарных дней. Если предприниматель арендует капитальное строение, то для изменения целевого назначения необходимо получить письменное согласие собственника недвижимости.

Во-вторых, субъекты хозяйствования имеют право использовать по нецелевому назначению объекты недвижимого имущества для размещения в них торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и офисов. Главное при этом не нарушать права и законные интересы граждан.

- Установлены ли сроки, в течение которых субъект хозяйствования обязан получить разрешение на осуществление деятельности от органов пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора?

Алеся. –  Декретом № 7 определен перечень видов деятельности, для начала осуществления которых предприниматель предоставляет уведомление (нарочным, почтой или с помощью портала электронных услуг) в исполнительный комитет. Например, это предоставление бытовых услуг и услуг общественного питания, производство мебели и другие. Поэтому субъектам хозяйствования, которые входят в данный перечень, получать какие-либо дополнительные разрешения не требуется.

Требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию капитальных строений, которые содержатся в приложениях к Декрету №7, обязательны для всех субъектов хозяйствования.

Изменения при осуществлении деятельности в транспортной сфере.

Алеся. – В 2012 году был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», согласно которому транспортные средства, ввезенные в качестве вклада в уставной фонд организаций, были освобождены от уплаты ввозных таможенных пошлин. Обязательным условием являлась регистрация организации на территории малых городских поселений или сельской местности. Данная льгота привела к широкому развитию транспортной деятельности.

С 26 февраля 2018 года будут отменены путевые листы. В Декрете № 7  указывается, что при осуществлении транспортной деятельности автомобильные перевозки выполняются без оформления путевых листов.

- А как контролировать транспортные перевозки?

Алеся. – Декрет №7 позволяет не использовать путевые листы, но, если предприниматель считает необходимым их дальнейшее использование, он может это делать. Например, для международных перевозчиков путевой лист – лишний документ. У них имеются CMR-накладные, где содержится вся необходимая информация.

Следует отметить еще одно послабление для международных перевозчиков – это отмена обязательного 2-летнего стажа работы для допуска водителей к выполнению международных перевозок.

 - То есть сдал на права и можешь быть водителем международником? А как же безопасность движения?

Алеся. – Во-первых, осталось обязательным получения свидетельства о профессиональной компетентности для таких работников. Во-вторых, согласитесь, сложно представить ситуацию, что наниматель сразу же направит подобного работника в самостоятельную поездку. В большинстве случаев работник будет проходить на предприятии практическое обучение для выполнения международных перевозок, но это не продлится 2 года. Для многих водителей – это реальная перспектива значительного карьерного роста.

Декрет № 7 позволяет также самостоятельно производить на предприятии контроль состояния водителей, выполняющих международные перевозки грузов, на наличие алкоголя, психотропных и наркотических веществ перед выездом в рейс. Для этого в наличии должно быть соответствующее сертифицированное и поверенное оборудование.

Данное нововведение снимает с нанимателя некоторую финансовую нагрузку, связанную с заключением соответствующих договоров с медицинскими учреждениями на проведение предрейсовых медицинских обследований.

Ответственность за надлежащее состояние оборудования и допуск к работников к работе ложится на руководителя.

У вас остались вопросы по Декрету №7? Вы можете направить их на адрес электронной почты contentmanager4@mediabrest.by. Мы свяжемся с юристом и опубликуем ответ на портале.