Как привить детям самостоятельность

Образование
14:02
365 просмотров

Когда-то это было просто. Родители уходили на работу, дети оставались дома или сами шли в школу, по дороге отводя младшего братика или сестричку в детский сад. Возвращались из школы и точно знали, что до прихода родителей нужно сделать уроки. Такая вот обязанность.

Вечером родители проверяли правильность выполнения домашнего задания и, если были ошибки, заставляли тут же переделывать. Очень быстро ребенок понимал, что проще сделать сразу хорошо и правильно, чем потом отрываться от игры с друзьями во дворе и переделывать уроки или перемывать посуду. И снова – есть обязанность и ответственность за ее исполнением.

После окончания учебного года ученики всей школы занимались приведением в порядок парт, мытьем стен, подклейкой порванных учебников. Очевидно, что, чем меньше грязи и испорченных книг, тем быстрее закончится школьная практика и начнутся настоящие каникулы. Современные деятели от образования почему-то назвали такое трудовое воспитание использованием детского труда.

Сейчас многое изменилось.  Вместо того, чтобы самостоятельно заниматься со своими же детьми, родители сажают их в машину и везут на занятия в специализированной группе, где детьми занимаются чужие дяди и тети. Хорошо, если они подадут достойный подражания пример.  А если нет? Такое тоже возможно.

Ведь папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры – это близкие люди. Но вместо того, чтобы помочь маленькому человеку разобраться в решении задачи, они быстро находят ответ сами и преподносят его на блюдечке, рисуют картинку, пишут реферат, лепят поделки и что-то конструируют из подручных материалов.

Или сидят рядом, контролируя каждый шаг и движение вместо того, чтобы объяснить, что и когда нужно сделать, и проконтролировать результат.

Спрашивается, зачем ребенку что-то делать самостоятельно, если придет кто-то из взрослых и сделает вместо него. Зачем заниматься физкультурой, если тяжеленный портфель в школу и обратно несет бабушка, а в автобусе другая бабушка жалеет деточку и уступает место. Зачем убирать в квартире, мыть посуду и стирать носки, если есть мама, которая включит моющий пылесос, загрузит и запустит посудомоечную и стиральную машины, зайдет в магазин и притащит 2 сумки продуктов. Реклама в телевизоре и компьютере доказывает, что главное - нажать кнопочку и все готово и чисто. Мама, не дозвавшись помощников, махнет рукой и сделает все сама.

А сын или дочка лучше пусть занимаются более важными делами: гоняют по экрану человечков или прыгающие шарики, бросают смайлики в чате, ищут готовое решение, сочинение или реферат в интернете… Все, что угодна, лишь бы ребеночку было не скучно. А поработать он еще успеет, жизнь длинная.

Современные технологии тоже снимают с детей ответственность. И перекладывают ее на других людей. Родители не контролируют ребенка, а возлагают ответственность за его питание, поведение и местонахождение на школу и учителей. Педагоги отчитываются об успеваемости и поведении школьника, ведут чаты в Viber – е, В контакте, Facebook – е, на сайте школы…

Вместо живого общения, познания своих возможностей, решения жизненно важных задач дети успешно учатся уходить от современной электронной слежки и «переводить стрелки» на обстоятельства непреодолимой силы.

Возможно, пришла пора увеличить личное пространство детей, в котором они сами будут справляться с трудностями, набираться полезного опыта, принимать решения и нести за них ответственность.

А не ждать, что кто-то, например, «мама узнает, мама услышит, мама придет, мама тебя непременно найдет!».