Плату за дороги отвяжут от техосмотра

Налоги, штрафы
00:51
782 просмотра

Действующий порядок уплаты дорожного сбора (правильно называть его госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении) не критиковал только ленивый. Прежде всего потому, что он привязан к прохождению техосмотра. В результате ежегодно, по данным Минтранса, количество транспортных средств, проходящих государственный технический осмотр, сокращалось на 15 %. Как следствие, дорожный фонд недополучал финансирование, а на дорогу выезжали ведра с гайками, чье техническое состояние могло представлять угрозу для других участников движения.

В начале февраля глава государства может подписать указ, регулирующий процедуру взимания сбора, уже без привязки к ТО. По сути отменяется обязательная плата за дороги всеми, на ком зарегистрировано авто. Им предоставляется возможность вносить деньги по заявительному принципу, в зависимости от периода эксплуатации транспортного средства. Суммы платы прежние. Однако те, кто ездит постоянно и круглый год, могут внести разовый сбор, причем с понижающим коэффициентом 0,8. Если же автовладелец собрался продавать машину или ездить только на дачу в летний период, никто не запрещает ему вносить плату помесячно, но уже без 20-процентной скидки. Кажется, все вполне логично. Впрочем, и в таком варианте уплаты сбора есть подводные камни.

Прежде всего возникает вопрос о механизме контроля за внесением платежей. Согласно проекту указа, его теперь будет осуществлять транспортная инспекция. Сведения об автомобилях, допустивших нарушения ПДД во время движения, будут сверяться с базой данных о внесении платежа за участие в дорожном движении. Если владелец не уплатил сбор, ему придется вносить его в двойном размере. Еще один элемент будущей системы контроля - использование всевозможных устройств фото- и видеофиксации с функцией автоматического распознавания регистрационных знаков. Разумеется, существующих камер фотофиксации на все дороги не хватит - их надо будет докупать и устанавливать дополнительно. Кто и когда этим займется, пока не ясно. Тем временем автомобильная общественность по-прежнему предлагает вполне удобоваримый вариант: почему бы не включить сумму платежа в стоимость бензина и солярки? Сколько наездишь, за столько и заплатишь. Но такой подход категорически отметают в Минфине. Так, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов РБ Игорь Пуркалик недавно пояснил, почему, с точки зрения ведомства, он не подходит: дескать, топливо используется в самых различных отраслях - речном судоходстве, лесном хозяйстве, в системе ЖКХ. А суммы целевого сбора будут аккумулироваться отдельно и использоваться строго по прямому назначению. 

До 1 февраля проект указа должен быть внесен на рассмотрение президента. И если предложенный порядок взимания платежей будет принят (в чем мало кто сомневается), в Минфине готовы проводить серьезную разъяснительную работу. Игорь Пуркалик прогнозирует: в итоге вносить платежи будут не менее 95 % автомобилистов.

Как говорят, блажен, кто верует. Но вопросы все же остаются. Ведь очевидно, что «топливный» вариант взимания платежей, несмотря на все минусы, имеет два огромных плюса: он менее болезненный для самих автомобилистов (чуть ниже мы это постараемся показать на примере) и гораздо дешевле в плане контроля. По сути, здесь и контролировать ничего не надо. Не нужно никаких камер, протоколов, «писем счастья» и прочих бюрократических процедур. Оплата гарантированно будет обеспечена на 100 %. Но наши законодатели, как известно, любят изобретать велосипед. Может, поэтому они так пекутся о бедных «рыбаках» и «косарях» - не дай бог те заплатят лишнюю копейку в бюджет, купив на АЗС пару литров топлива для своих агрегатов, по дорогам не ездящим?