Какой учебник научит правильному пониманию мира? Дмитрий Фронтов переиздает советские учебники

icon 11:08
icon 571 просмотр
Какой учебник научит правильному пониманию мира? Дмитрий Фронтов переиздает советские учебники

В России запустили проект «Сталинский Букварь». Инициатор факсимильного переиздания учебно-методической литературы 1930-1950-х годов Дмитрий Фронтов считает, что есть необходимость возродить классические советские учебники, написанные на пике могущества Советского Союза под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина.

Дмитрий Фронтов. - Книги тех лет были качественно проработаны с учетом последних достижений и опыта царских гимназий.  И они воспитывали советских людей, творцов.

Автор проекта поделился своими мыслями Дмитрием Пучковым, ведущим научтно-популярного просветительского проекта «Разведвопрос».

За прошедшие горды педагогическая наука несомненно двинулась вперед, но низкая результативность новых разработок заметна не только специалистам, но и обычным родителям. Они пытаются самостоятельно найти пути противостояния современным тенденциям в системе обучения.

Эксперименты в образовании не прекращаются. Программы то упрощаются, то усложняются. Язык учебника настолько сложен, что порой в запутанных формулировках не могут разобраться даже родители. Что уж говорить о детях. Особенно это касается точных наук. Если в выпущенном 100 лет назад учебнике по математике Киселева определение занимает 2 строчки, то в современном учебнике подобное определение разрастается до половины страницы текста.

Как и многие родители, Дмитрий начал вникать в проблемы обучения, когда дочь пошла в школу. Пытаясь помочь своему ребенку, он начал искать информацию и однажды наткнулся на статью про Букварь. Автор на примерах показывал, что раньше эта книга для первоклашек развивалась, но к настоящему времени, к сожалению, деградировала. Из учебника пропало чистописание, прописи, видимые связи с реальностью.

Иллюстративное фото из Азбуки 1985 года издания.

В старых букварях были жанровые сценки, где нарисованные на поясняющих картинках взрослые были людьми и вели себя соответственно. Дети были детьми, которые на примерах из букваря учились не только читать, но и заниматься полезной деятельностью, взаимодействовать со взрослыми и окружающим миром. Реальным, а не сказочным, мультяшным.

Авторы новых учебников оторвали детей от реальности и родителей в том числе. Людей на картинках сначала превратили в карикатурных персонажей, а потом вообще заменили на животных или фантастических существ.

Если, например, в старом букваре мама учила своих детей ухаживать за животными в деревне, доить корову, работать в поле, то из современного учебника школьники должны понять, что сельхозработами занимаются не люди, а коты и собаки из мультфильма Простоквашино.

Ребенок ассоциирует себя с картинкой, если видит на ней себе подобных. Но зачем ему слушать учительницу, если из картинки букваря ясно, что учиться нужно не в школе, а у мудрой совы. Учиться должны ежики, белочки и лисята, а не дети.

Ассоциативная связь, которая должна возникнуть у маленького человека, не появилась. Ребенок не связывает учебу с реальной жизнью. Ведь вокруг него живые люди, а не непонятные зверюшки.

Дмитрий Фронтов. - Раз в 1950-е годы учебники были хорошие и на них выросли не самые плохие люди, то давайте попробуем их переиздать и попробуем по ним заниматься, - предлагает Дмитрий Фронтов. – Моя мама работает репетитором по математике и геометрии. Иногда к ней приходят ученики и говорят, что ничего не понимают. Но, когда берут учебник Киселева, то почему-то все сразу становится понятным, задачи решаются, все получается. Возможно, дело все-таки в учебнике, а не только и не столько в ученике.

Или, например, прописи, которые первоклассник получал вместе с букварем. В них писали ручкой с пером. Ведешь перо вниз, надавливаешь сильнее, перо расширяется и получается широкая линия, вверх – без нажима, линия тонкая. Так вырабатывается красивый индивидуальный почерк.

Дмитрий считает, что такое обучение правописанию позволяло развивать мелкую моторику, память и концентрацию внимания у детей за счет физиологически правильной смены циклов напряжения-расслабления мышц рук и пальцев. Такая гимнастика не применима при использовании современных пишущих инструментов – шариковых или гелевых ручек.

Дмитрий решил собрать и переиздать коллекцию советских учебников. Это оказалось сложным и дорогостоящим занятием. «Букварь», учебник первоклассника, может стоить 20 – 30 тысяч российских рублей в зависимости от состояния.

Дмитрий Фронтов. - Найти букварь того времени в хорошем состоянии сложно, потому что первоклассники беспощадны.

Фронтов уверен, что применение проверенных поколениями образовательных приемов и методик позволит воспитать здравомыслящих людей, имеющих целостную картину мира. Конечно, одним только Букварем не обойтись, нужно искать или готовить учителей. Переиздание старых учебников это не решение проблемы, а скорее попытка найти людей схожих интересов, мыслей и убеждений, чтобы создать, возможно, альтернативные школы.

Дмитрий Фронтов. - Учебники привлекают еще и тем, что они лёгкие и тоненькие. Все написано кратко, емко, по делу. Краткость - сестра таланта. Например, тоненький учебник «Родной речи» для чтения и знакомства с писателями. Скажите, что изменилось в текстах русских классиков за эти годы? О современных учебниках можно сказать – учебник толстый, тяжелый, в нем много «воды».

Перебирая старые учебники можно прочитать такие названия, как «Естествознание», «Логика» и «Психология», кроме знакомых нам «Арифметика», «Астрономия», литература и др. Для мыслящего человека очевидно, что советская система обучения была «заточена» на развитие ребенка во всех направлениях. В то время, как современные учебники разрабатывают для конкретного дела – сдачи ЕГЭ в России (или ЦТ в Беларуси).

Дмитрий уверен, что читать нужно именно из книги. Они, помимо всего прочего, не портят зрение в отличие от модных электронных девайсов.

Дмитрий Фронтов. - Планируем переиздавать и настольные книги для учителей начальной школы, в которых есть много полезного - от устройства школьной парты до проведения внеклассных занятий, физкультуры. В математике и геометрии с 1950-х годов точно не придумали, это базовые знания.

Хороший учебник сформирует нормальное понимание мира, которое можно и нужно соотносить с современным миром.

Фронтов рассказал, что первыми будут изданы 14 книг, как для школьников – учебники для первоклашек, так и для родителей – Логика, Психология, Начальная школа, методички для «Букваря» и «Арифметики», прописи и вполне современные тетради в частую линейку, которые сложно встретить в современных магазинах. Они подходят именно для чистописания.

Дмитрий уверен, что родители должны позаботиться об образовании своих детей.

Дмитрий Фронтов. – Мы выращиваем неизвестно кого. Чтобы этого не произошло, необходимо действовать, а не сидеть и сетовать.

Фотографии учебников из коллекции Анны Ковалевой.