Беларусь и Брест вписываются в сеть китайской инициативы «Шелковый путь». Часть вторая

эксклюзив
icon 01:59
icon 466 просмотров
Беларусь и Брест вписываются в сеть китайской инициативы «Шелковый путь». Часть вторая

Беларусь и Брест вписываются в сеть китайской инициативы «Шелковый путь». Часть первая

- Вы увидели в Китае то, что можно применить у нас, здесь и сейчас?

Дмитрий Макарук - Я бы использовал системный подход к развитию образования, науки и технологий. Они выстраивают четкую логическую лестницу между наукой и производителем. Возможно, это связано с тем, что китайская экономика работает на внешние рынки, где высокая конкуренция. Без научного задела зацепиться за рынки и обогнать конкурентов невозможно. Китайское правительство максимально стимулирует научную и образовательную общественность, чтобы стать ведущими в мире.

Главная их база – это физика, фундаментальные научные исследования, которые не дают быстрого результата.

У нас, за исключением столичного региона, подобные исследования практически не проводятся. Серьезных технических разработок, связанных с нано технологиями, другими перспективными направлениями не так много.

Для быстрого и эффективного роста нам нужны прорывные технологии, а, значит, нужна тесная кооперация науки, производства и бизнеса. И финансирование.

- Я читала, что в последние годы у нас недобор на физику и естественные науки даже в педагогические вузы. Студенты считают эти предметы сложными.

Дмитрий Макарук - Это - другая сторона проблемы, с которой мы столкнулись. Образование и наука связаны друг с другом. Если посмотреть, как обстоят дела в США, Китае или Европе, то мы увидим, что физика, химия и биология очень востребованы среди студентов, это – будущее.

У нас – хорошие айтишники, еще сохранилась инженерная школа по машиностроению, ее можно поднять и развивать дальше. Но, если мы хотим поднять технологии, например, в областях фотоники или создания квантовых компьютеров, то нужны вложения в фундаментальные исследования, необходимы высококвалифицированные приглашенные специалисты.

И естественно – очень важно собственно образование.

Задача, которую мы ставим в Брестском технопарке – это прикладное обучение физике, химии, биологии. Мы планируем создание детского технопарка, собираем экспонаты для создания технического музея с интерактивной экспозицией. Здесь у детей будет возможность все потрогать, разобрать, собрать, понять на практике, как это работает.

- Музей поможет полюбить физику?

Дмитрий Макарук - Физика на начальном этапе - такая дисциплина, которую нужно пробовать руками. Если этот этап пропустить, то физика останется за бортом. То же самое и с другими предметами. Если не выработать в первые 5-6 лет школы любовь ученика к естественным дисциплинам, то мы их потеряем. А молодые люди уйдут в юристы, экономисты, айтишники. (Хотя тут тоже без математики никак). Статистика же утверждает, что на мировом рынке труда физики, химики и биологи могут зарабатывать в 1,5 – 2 раза больше айтишников.

В Китае есть интересный опыт устройства центров совместного обучения с привлечением ведущих специалистов мира, который мы хотим использовать. Приглашать специалистов проще и дешевле, чем отправлять студентов за границу, где они норовят остаться. Учиться, идти по пути лучших практик – это нормально.

- Где вы планируете брать специалистов?

Дмитрий Макарук - У нас в технопарке уже работают 3 образовательных центра, которые восполняют те пробелы, которые возникают в ходе школьного образования. Здесь работают айтишники и робототехника, практически готов к запуску центр по проектному обучению, когда над одним реально работающим проектом в команде работают разнонаправленные узкие специалисты. Например, школа MyIT привлекает для работы над задачей не педагогов высшей категории, а практических специалистов из местных IT- компаний. Они вместе с детьми работают над проектом, объясняют и отрабатывают реальные процессы работы, оформления документации, проверки результата.

В обычной школе детей учат решать теоретическая задача без привязки к практике.

У нас – наоборот. Выпускники наших образовательных центров знают, чего хотят, и как это сделать. Умеют поставить задачу и решить ее, имеют практические знания и навык.

Мы думаем над запуском собственного образовательного проекта. По этому пути идут многие IT-компани, когда организовывают собственные образовательные центры.

В отличие от государственных структур, малые участники рынка образовательных услуг – более мобильные. Они отслеживают спрос со стороны рынка, способны быстро перестраиваться на подготовку нужных специалистов.

Например, один из наших резидентов решил запустить образовательную программу по рисованию комиксов. Детям нравится, родители считают, что это не надо и оплачивать подобные курсы не будут. Можно сказать, что рынок не поддержал предложение. Компания быстро переориентировалась на новое направление.

Наш резидент - IT –школа проводит регулярные конференции для подростков и их родителей, где выясняется, что IT –специалист, это не только программист, но еще и создатель 3D моделей, тестировщик, разработчик итерфейсов, компьютерных игр (gamedev)…  И не во всех специальностях требуется высокий уровень знания в математике.

- Расскажите, пожалуйста, о личных ощущениях о поездке в Китай.

Дмитрий Макарук - Я побывал во многих странах. В Китае поражает гигантомания, европеец в этом всем немного теряется, но китайцам нравится то, что они делают. Что касается физических ощущений, то могу сказать, что это скороварка – 34 градуса по Цельсию, 100% влажность и деловой костюм с обязательным галстуком. Плюс 5 часов разницы. Спасибо китайским производителям кондиционеров, очень помогало.

В Китае постепенно меняется отношение к европейцам. Они приезжают чаще и престают быть экзотикой. Китайцы уже не так остро на нас реагируют, в больших городах даже не показывают пальцем, не пытаются потрогать и сфотографировать. Но в провинции такое еще существует. Например, мы выезжали на высокогорную чайную плантацию, где на нас таращили глаза, как на чудо чудное.

Я хотела задать еще несколько вопросов, но…

Взглянув на дисплей мобильного телефона, Дмитрий Макарук сказал, что время нашей беседы подошло к концу и его ждут дела, которые позволят сделать Брестский технопарк «центром притяжения для молодежи, которая имеет идеи и хочет их продвинуть».

Фото предоставлены Дмитрием Макаруком.