Парк культуры и отдыха в БССР

Общество
11:16
16 просмотров

Советский парк создавался, чтобы повысить культурный уровень трудящихся. В некоторой степени эту задачу позволяли решать садово-парковые скульптуры в стиле социалистического реализма.

Так вскоре после Победы в Великой Отечественной войне в Брестском городском парке культуры и отдыха им. 1 Мая появились новые аттракционы, его украсили традиционные для всего Советского Союза парковые скульптуры.

Этих советских широко растиражированных гипсовых государственных деятелей, взрослых граждан, детей и даже сказочных героев вряд ли можно было считать «художественными произведениями». Их позы были лишены оригинальности, а лица не выражали ярких эмоций.

Фотографы-профессионалы облюбовали скульптурные композиции для фотосъемки посетителей парка, редкие обладатели собственной фототехники – друзей и родственников из разных городов СССР.

 

 

На месте современного дискоклуба находилось деревянное с пристроенной вместительной верандой кафе «Лето».

 

 

Перед ним – фонтан «Гуси-лебеди». В жаркие летние дни это было любимое место брестской детворы.

 

 

На центральной аллее парка посетителей встречал товарищ Иосиф Виссарионович Сталин со своим учителем товарищем Владимиром Ильичом Лениным в скульптурной композиции «Ленин в Горках». 

В 1956 году случилось развенчание «культа личности» – и в одну ночь Сталин куда-то пропал. Ходили даже слухи, что его скульптурное изображение разбили и закопали тут же под постаментом, на который установили другую скульптурную композицию «Ленин беседует с детьми».

 

 

Легко сравнить эти две фотографии. Совершенно очевидно, что постамент был частично поврежден при демонтаже и его подремонтировали цементом, а скульптурную группу просто заменили.

 

 

Рядом с деревянным шахматно-шашечным клубом стоял мастеровитый пионер, мечтающий о покорении неба 

 

 

и девочка балерина в классической пачке и пуантах.

Справа от кинотеатра «Летний» размещалась статуя медведицы с тремя медвежатами по мотивам известной картины Шишкина «Утро в лесу». На современный манер эту скульптурную группу можно было бы назвать «игровой комнатой» для детей – на медвежат и маму медведицу стремились забраться и маленькие дети, и школьники.  

 

 

Центральная аллея заканчивалась у скульптурной композиции «Отец с дочкой» перед эстрадой с крышей в форме шляпки и установленными перед ней рядами парковых скамеек. Это была одна из центральных концертных площадок города, где выступали не только самодеятельные коллективы города, но и гастролеры из Москвы.

При проектировании советского парка особенно широко стояли вопросы обводнения парковых территорий, создания больших декоративных и спортивных водоемов – прудов, озера, бассейнов.

В Брестском парке уже было озеро с островом посередине.

 

 

Потому на берегу установили кафе-стекляшку с открытой верандой прямо над озерной гладью.

Рядом расположилась станция проката лодок.

 

 

Казавшийся очень легким деревянный мост вел с берега на небольшой центральный островок со скамейками для отдыха и скульптурой благородного оленя с огромными ветвистыми рогами.