Общество
13

Крепость Брест-Литовск в Первой мировой войне

Бресту придавалось большое значение в военно-стратегических разработках российских властей и планах по фортификационному укреплению западного театра военных действий. Поэтому для строительства и поддержания Брестской крепости в боевой готовности прилагались большие усилия, что привело к непрекращающемуся процессу ее модернизации.

Исследователи выделяют три этапа формирования фортификационного комплекса: 1823-1848 гг – разработка и возведение крепости бастионного характера с цитаделью; 1869-1888 гг – модернизация фортификационных объектов и формирование фортовой крепости; 1910-1915 гг – дальнейшее развитие фортовой крепости в соответствии с новыми военно-стратегическими планами и инженерно-техническими идеями.

К началу объявления мобилизации крепость Брест-Литовск находилась в стадии перестройки. Ядро крепости составляла внутренняя ограда устаревшей конструкции, расположенная у слияния рек Буг и Мухавец и состоявшая из двенадцати фронтов с пятью равелинами преимущественно бастионного начертания (3 в Кобринском и 2 в Волынском отделах), с водяными рвами и кирпичными казематами под валгангом. В северо-восточном углу непосредственно позади первого и третьего бастиона находились два редута: в первом была устроена крепостная искровая станция, во втором – казарма крепостной саперной роты.

В самом центре, на островке, окаймленном рекой Буг и двумя рукавами реки Мухавец, была расположена Цитадель в виде кольцевой двухъярусной казармы с 4-мя башнями, имеющей в окружности 850 сажень. В казарме располагались 500 казематов и четверо крепостных ворот с мостами через реки Буг и Мухавец.

К северу от внутренней ограды в расстоянии около 400 сажень находился устаревший форт графа Берга постройки 1869 г. Внутри этого укрепления возводилось здание нового бетонного рефрижератора, почти законченное вчерне, за исключение небольшой части железобетонных сводов, и возведенное вчерне отдельное 2-х этажное помещение под склад консервов.

На пространстве, огражденном внутренней крепостной оградой, расположены были: в центре – крепостной собор и почти все, за исключением особого интендантского городка, административные и хозяйственные крепостные постройки необоронительного характера, минный городок, четыре запасных пороховых погреба.

В расстоянии от 3 до 4 верст от внутренней ограды было расположено кольцо второлинейных фортов, из которых первые три, расположенные в северном и северо-восточном секторе Кобринского отдела обороны (между реками Буг и Мухавец), в счет обороны идти не могли, т.к. представляли собой земляные люнеты постройки 1879-1880 гг без обороны сухих рвов и с открытыми горжами.

Внешняя фортовая линия обороны, возводившаяся по проекту перестройки крепости в расстоянии от 7 до 9 верст от ее центра, ко времени объявления войны была еще не закончена. Из 14-ти предполагавшихся в этой линии фортов были вполне закончены лишь два: перестроенный и включенный в первую линию обороны форт VIII и новый форт Ж (за исключением углубления горжевого рва). Затем по степени готовности следовали: также перестроенный и включенный в первую линию форт Х, в котором оставались работы по укладке швеллеров и набивке бетонного перекрытия над галереей в левом фасе форта, ведущей к левому полукапониру; новый форт А с сухим рвом, в котором по директрисе напольного фаса был прорыт котлован и набит бетонный тюфяк под фундамент потерны, ведущей из подбрустверной галереи в головной капонир. Работа по возведению этой потерны производилась и была закончена в мобилизационный период.

В общем итоге на внешней крепостной оборонительной линии ко дню мобилизации имелись долговременные фортификационные сооружения: 1. вполне законченные два форта (VIII и Ж) и четыре промежуточные оборонительные казармы; 2. заканчивающиеся постройкой два форта (А и Х); З. пять фортов недостроенных в значительной своей части (Е, З, Л, К и О) и 4. гласис Ж–З. Кроме этого имелись рефрижератор (холодильник) со складом консервов и несколько запасных и расходных пороховых погребов в разной степени готовности [6, л. 19–28].

К моменту, когда крепость оказалась под угрозой осады, были закончены почти все полевые позиции. Летом 1915 г. был проведен комплекс работ по установлению препятствий на подходах к передовой линии. Все дороги, ведущие в крепость с запада, северо-запада и юго-запада, были испорчены: перерыты канавами, перегорожены насыпями, затянуты проволочными заграждениями. Передовые позиции соединялись новыми линиями окопов с первой линией фортов, подступы активно минировались. Особенно укреплялись промежутки между фортами в западном секторе, поскольку форт «Н» не был завершен [7, с. 209].

К августу 1915 г. крепость, которая практически уже была осаждена, но окружения пока избежала, была наиболее подготовленной к боевым действиям крепостью Российской империи. Однако, имея развитую фортификационную систему, крепость практически не имела боеспособного гарнизона, способного вести боевые действия в условиях осады. Все боеспособные части и вооружение постоянно отправлялись на фронт. В крепости остались лишь склады, она стала местом формирования резервных дивизий для действующей армии [6, с. 17–27].

В начале августа 1915 г. к Бресту с трех направлений подходили три корпуса противника. Учитывая угрозу обхода Бреста австро-германскими войсками, российское командование, во избежание окружения, приняло решение оставить крепость, взорвав укрепления [6, с. 56–76]. 8 августа 1915 г. началась эвакуация гарнизона и военного имущества. Укрепления было приказано взорвать. Приказ был исполнен с разной степенью старательности. Значительному разрушению подверглись литерные форты северо-восточного сектора, полностью уничтожен форт «Ж». Укрепления номерного пояса и Цитадели пострадали незначительно. Казаки и ополченцы уничтожили практически весь город Брест-Литовск, было разрушено около 80% всех зданий. Начальник инженеров крепости В.А. Лидерс вспоминал: «Стоя на шоссе у фольварка Тришин…мы были свидетелями незабываемой, душу потрясающей картины феерического пожара: горели не только весь город целиком, его окрестности, строения инженерной мастерской на форту III, но и окрестные деревни на всем доступном глазу пространстве, причем даже торчащие на кладбище кресты были охвачены пламенем и горели в виде факелов» [6, л. 79]. В ночь с 12 на 13 августа 1915 г. австрийские войска заняли крепость и город.

Как немцы укрепляют Брест-Литовск

Один из видных наших чиновников К., находившийся в Брест-Литовске со дня захвата его немцами, бежал и 2 ноября прибыл в действующую армию.
К. в беседе с представителем московской печати поделился чрезвычайно интересными сведениями о том, как немцы укрепляют форты Брест-Литовска.
В первых числах сентября в Брест-Литовск стали прибывать немецкие инженеры и монтеры, под руководством которых начались работы по очищению крепости от развалин и по восстановлению фортов. В город ежедневно подвозились на автомобилях особые станки, машины, прессы, различные материалы, проволока, железо, бетон.
Инженеров прибыло видимо-невидимо. Расположились они в частных квартирах, и работа началась. По нескольку раз были измерены все улицы, особой меркой был определен сектор города, и в то же время в городе началась реквизиция предметов, необходимых для укрепления.
Особенно усердно забирали немецкие комиссии, обходившие дома и частные квартиры, железо, сталь, камень и медь.
Нужда в камне и кирпиче была так велика, что были разобраны все неоконченные постройки, и кирпич был вывезен к фортам. Работа производилась под наблюдением генералов днем и ночью. В городе отчетливо раздавались беспрестанный шум и стук работ на фортах. Во время дневных работ над фортами реял в воздухе немецкий аэроплан. Железо подвозилось в фургонах и автомобилях ежедневно в большом количестве. Старые укрепления были разрушены, и на их месте воздвигнуты новые. Кое-где воздвигнуты целые форты.

В работах по укреплению принимало участие около 15 000 человек при 300 инженерах.

Между фортами везде и повсюду сооружены промежуточные батареи, приготовлены удобные позиции с проволочными заграждениями, волчьи ямы, минные галереи – и на каждом шагу чудные постройки, приспособленные для казарм и складов.


Как уверяют, при новой постройке крепости и фортов будут сосредоточены большие запасы артиллерии, имеются различные военные и воздухоплавательные приспособления.
Везде и повсюду преимущественно полевые орудия, гаубицы, тяжелые пушки и мортиры.
Во время постройки новой крепости выезд из города был запрещен почти для всех.
По-видимому, постройка всех фортов была закончена в средних числах октября.
23-го октября Брест-Литовск посетил со всей своей свитой Вильгельм. Как предполагают, прибытие самого кайзера было приноровлено к осмотру новой крепости.
Трудно передать, что творилось в городе. Улицы города чистились в течение недели.
Вильгельм промчался на автомобиле через центральные улицы города. На балконах запрещалось стоять. Также было запрещено смотреть в окна. Лишь жители первых этажей получили возможность видеть кайзера.

В городе кайзер пробыл всего несколько минут.
На фортах же он провел несколько часов. В длинной речи к солдатам кайзер отметил, что недалек тот момент, когда они закончат войну победой.
На следующий день в городе было объявлено особыми приказами, составленными на двух языках, польском и немецком, что кайзер заменил смертную казнь каторгой 6 немецким солдатам, обвинявшимся в измене Отечеству.
Вместе с Вильгельмом Брест-Литовск посетил также и принц Иоахим.
Дороговизна в городе ужасающая.
Немцы выселяют из города малосостоятельных людей.
Режим для населения и поныне остается крайне строгим: позже 8 часов вечера нельзя показаться на улицу.

Газета «Петроградский листок» от 29 (16) ноября 1915 года.