Исторический очерк

Общество
15:20
10 просмотров

Город Брест-Литовский (в старину – Берестiй, Берестье) принадлежит к древнейшим русским городам. Еще во времена Владимира Великого Брестская область входила в состав удельных княжеств Владимирского и Туровского, а впоследствии принадлежала к  Галицко-Владимирскому княжеству. Город Брест, построенный при устье судоходной реки Мухавца, впадающей в Буг, на рубеже поселений Бужан, Древлян, Лучан и Дреговичей, издревле служил местом сообщений этих племен между собою и с соседними народами – мазовшанами, жившими за рекой Вислой. По Припяти, Мухавцу, Бугу и Нареву существовал издевле прямой путь сообщения между народами – русским и польским, между востоком и западом.

В летописи под 1279 годом записано замечательное в этом отношении событие. Во время голода Ятвяги просили князя Владимира прислать им в их землю купцов с хлебом, и Владимир им выслал из Берестья жито, в лодьях по Бугу и далее по реке Нарве под город Полтовеск (ныне Пултуск, входит в Мазовецкое воеводствоПултуский повят).

Старинный торговый путь по Бугу, Нареву, Вмсле и другим рекам продолжался до позднейшего времени. Брест был складочным местом хлеба, вывозимого из Волыни и Червеньской Руси, и соли, вывозимой из Бохни и других солеварен, а берестейские купцы имели постоянные сношения с Гданьском и другими торговыми городами в соседней Пруссии, как это, между прочим, видно из описанных в настоящем десятом выпкске Описи актов.

В русских летописях город Брест впервые упоминается под 1016 годом. Великий князь Ярослав (1019 – 1054 гг. – князь киевский) осаждал Берестий безуспешно. Следовательно, уже тогда Брест был укрепленным городом.

О стратегическом значении города Бреста свидетельствует польский историк Длугош, по словам которого Брест уже в старину считался пристанью и воротами в литовские и русские земли, и потому из-за обладания им часто спорили и воевали русские князья с польскими королями.

В 1020 году король Болеслав Храбрый захватил Брест, а через 2 года (1022) Ярослав опять воевал под Берестьем, а в 1040-х годах окончательно возвращен этот город Русской земле, и стой поры он состоял во владычестве русских князей до завоевания его Великим князем Литовским Гедемином в 1319 году.

С этого времени Брест сделался достоянием Литвы и стал известен под именем Брест-Литовский в отличие от Бреста-Куявского в Варшавской губернии.

Во время смуты в Литве в правление Ягайлы до перехода его в католичество Брестский замок был убежищем Литовских князей, преследуемых Ягайлом. Кейстут, Витовт и его мать Бирута жили в Бресте. Сделавшись Великим князем Литовским, Витовт дал обширные владения около Берестья жене своей Анне, дочери Смоленского князя.

О. В. Щербицкий.

Город Брест-Литовский. Исторический очерк.

Вильно. Типография «Артель печатного дела».

1913

Оттиск предисловия в Х-му выпуску Описи Виленского Центрального Архива.

Валери Элиаш-Радзиковский.

Воображаемый портрет Яна Длугоша, 1889.

Ян Длу́гош (польск. Jan Długosz; 1 декабря 1415, с. Бжезьница (ныне Паенченский повят, Лодзинское воеводство) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.

Учился в Краковском университете (1428—1431), где изучал диалектику и философию. Краковский каноник (с 1436), в 1439 году был принят секретарём краковского епископа Збигнева Олесницкого. На этой должности, посвященный Збигневом в священники и принятый в число краковских каноников, оставался до самой смерти епископа в 1455 году, приобрел доверие и расположение епископа, поручившего ему все свои личные и имущественные дела.

Олесницкий оказал влияние на карьеру Длугоша и на склад его понятий и направление деятельности. В 1448 году епископ отправил Длугоша в Италию хлопотать у папы Николая V о присылке кардинальской шляпы, давно обещанной Збигневу. Успешное выполнение этого поручения послужило началом дипломатической карьеры Длугоша. Вначале регентство, в отсутствие короля, затем сам король Казимир IV начинают пользоваться услугами Длугоша в сношениях с Чехией, Венгрией и Тевтонским орденом.

Дипломатическая деятельность прерывается по смерти Збигнева, когда, в возникшем между королём и краковским капитулом споре из-за права выбора епископа, Длугош, верный идеям Збигнева о самостоятельном значении церкви в государстве принял сторону капитула и тем навлек на себя опалу короля. В 1464 году он, однако, опять уже вел переговоры в Пруссии, а в 1466 году был в числе польских уполномоченных при заключении Торнского договора с орденом.

С 1467 года на него возложена была обязанность учителя королевских детей. Когда по смерти Йиржи Подебрада, в 1471 году, старший сын Казимира и воспитанник Длугоша, Владислав, избран был чешским королём, Длугош вместе с ним отправился в Чехию, в качестве как бы наставника и опекуна молодого короля; но вскоре болезнь принудила его возвратиться на родину. Незадолго до смерти он был избран львовским архиепископом, но, не дождавшись посвящения, умер в 1480 году. Останки Яна Длугоша покоятся в крипте в основанной им церкви на Скалке.