image

Интервью с Николаем Власюком – Главным архитектором Бреста.

24-07-2017 15:36
Интервью с Николаем Власюком – Главным архитектором Бреста.

Кобринский мост

Именно здесь в сентябре 1939 года коммунисты соорудили импровизированную арку и встречали участников освободительного похода Красной Армии.

В годы гитлеровской оккупации солдаты охранного подразделения круглосуточно дежурили у моста, постовые проверяли документы тех, кто пересекал мост, и досматривали груз.

Досередины 1960-х годов по нему фактически проходила граница города и района. До нынешних дней – это основной путепровод, связывающий воедино Центр Бреста и микрорайоны.

В последний раз реконструкция моста проводилась в шестидесятых годах прошлого века: когда мост стал шире, у него появилась пешеходная часть.

На сегодняшний день интенсивность транспортных потоков возросла в разы: возникла необходимость еще больше увеличить ширину проезжей части и привести путепровод в соответствие с другими требованиями современных реалий.

Именно поэтому Кобринский мост был внесен в план мероприятий, включенных в Распоряжение № 142 рп «О подготовке к празднованию 1000-летия г. Бреста» утвержденный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 25 августа 2016 года.

О подробностях проекта и его значении для горожан мы говорили с Главным архитектором г. Брест Николаем Власюком.

 - У моста будет четыре пролета по 24 метра. Один - для железнодорожного транспорта, второй – для магистральной улицы Краснознаменной, съезды на улицы Скрипникова, Октябрьскую, в перспективе – еще один пролет для автодороги, расширение ул. Краснознаменной и продление ее по другую сторону железнодорожного полотна к улице Пушкинской. Ее строительство запланировано на третьем этапе реконструкции путепровода. 

Высота моста увеличится на 0,7 – 0,8 метра. Светофор перед мостом в направлении из Центра на Восток будет демонтирован, чтобы не тормозить движение. Для удобства пешеходов запланирован подземный переход.

Движение будет осуществляется по 6 полосам шириной 3,5 метра каждая, по 3 полосы в каждую сторону. По краям путепровода предусмотрены тротуары шириной по 2,5 метра с установленными осветительными опорами. Они же будут использованы для размещения контактной сети троллейбусов.

Для обеспечения безопасности пешеходов – современной ограждение из оцинкованного металла. Предусмотрены лестничные сходы для пешеходов и пандусы для удобства передвижения инвалидных колясок и велосипедистов.

Проектировщики учли естественное желание людей «ходить по самому короткому пути – по прямой» и направили движение пешеходов на подходах к мосту по диагонали и таким образом, чтобы избежать аварийно-опасных ситуаций.

Вокруг путепровода предусмотрено устройство «зеленых зон» и стоянок для автотранспорта.

Дизайн ограждений моста, будет иметь современный вид и чередоваться с вставками

из габионов (натуральный камень в армированной проволочной кручёной сетке) такие же элементы дизайна применят в районе подземных переходов.

Отделка моста - бетон с текстурным покрытием под рваный камень в чередовании с вертикальными полосами

Кобринский путепровод запланировано построить в 3 очереди.

Первоочередная задача - переключение существующей инфраструктуры инженерных сетей: электроэнергия, связь, водоснабжение, канализация, теплоснабжение и так далее. Проект уже прошел большую часть согласований, в том числе и с главным архитектором Николаем Власюком.

Подготовительные работы уже идут.

Во время второго этапа (в направлении из Центра на Восток) будут строить левую часть путепровода. По существующему Кобринскому мосту в это время будет осуществляться движение только общественного транспорта. Остальной автотранспорт пойдет в объезд.

Из города – справа от моста на ул. Спокойную и далее - Московскую. По дороге в Центр с Востока - по улицам Сикорского и Пушкинской. Улицы, которые попали в схему объезда, подготовили к нагрузке и отремонтировали. Ремонтные работы по ул. Пушкинской проведены в конце 2016 года, по ул. Сикорского закончены в июне 2017 года.

Как только первую часть нового путепровода сдадут в эксплуатацию, туда перебросят все движение. Существующий мост демонтируют и закончат строительство нового. По расчетам, Кобринский мост останется практически в тех же границах. 

Объект (2 этап) планируется сдать к тысячелетию Бреста в 2019 году.

Об историческом центре.

- В центре Бреста узкие улицы – в большинстве своем – не соответствуют современному интенсивному движению автотранспорта. Часто одна полоса проезжей части используется, как парковка. Как Вы относитесь к идее частично закрыть исторический центр для автомобильного движения, сделать еще какие-то улицы пешеходными?

 - Идея уменьшения транспортного транзита через исторический центр считаю одной из ключевых в проекте детального плана центральной части Бреста. Для этого предлагается объезд центра по периметру (западный обход, проспект Машерова, Краснознаменная, продление Орджоникидзе). По поводу пешеходных улиц считаю возможным таковыми сделать ул. Пушкинскую от парка до рынка, частично Куйбышева в районе рынка, они и так уже почти пешеходные, можно по выходным, например, закрывать транспортное движение по ним. Почему бы не сделать пешеходной улицу Советских пограничников (от Гоголя и сквера Свободы до реки). И если ул. Советская сегодня имеет торгово-развлекательный характер, то Советских пограничников или К. Маркса могли бы стать улицами туристско-историческими, где возможно только реставрация объектов полностью исключая новое строительство.

- Вам нравится Советская? На некоторых участках пешеходная улица выглядит сложно проходимой даже для пешеходов.

- Если говорить о функции (кафе, магазины, обслуживание, развлечение) - то Советская себя полностью оправдывает, она функционирует на все сто, уже более года мы перестали разрешать ставить новые летние кафе, стараясь переместить акцент на Набережную. Очень хотелось бы раскрыть потенциал старых двориков, которые интересны для туристов. Их, к сожалению, в первозданном виде осталось очень мало.

Мне импонирует идея улицы-анфилады, с которой имеются выходы в комнаты-дворы из кафе, или, например, пешеходный маршрут, только через дворики. Каждый двор – это могла бы быть изюминка, комната, в которую заходишь и город раскрывается в новом свете.

- Как Вы относитесь к современным постройкам «под старину»?

- Считаю, что архитектура должна соответствовать времени, в котором она создается, современным тенденциям и технологиям. Не нужно делать подделку под XIX век.

Если говорить о центре, то в местах, где застройка имеет целостный исторический характер, возможен подход стилизации или воссоздания исторического объекта, но хочется иметь и современные архитектурные решения, с обязательным условием сохранения масштаба застройки.

Архитектура, которая вписана в контекст и уместна, не бросается в глаза, но заставляет всматриваться. Это могут быть современные вставки в исторической застройке, но они должны быть со масштабны, возможно иметь изюминку, иногда даже выпадать из контекста, как например, танцующий дом в Праге Ф. Гери. Такой объект может стать туристической фишкой.

В современных экономических условиях сохранение масштаба, без увеличения этажности у нас - практически невыполнимая задача. Поэтому возможно сегодня один из вариантов пока вообще не трогать центр, заниматься преимущественно благоустройством и реставрацией.

Исторический центр — это очень хрупкая материя, вернуть которую нельзя. К ней нужен особый подход.

Важно расставить приоритеты. Исторический центр Бреста не однородный, разный. Где-то более целостный, сохраненный, а где-то практически полностью перестроенный, потерянный. И подходы, соответственно, должны быть разные.

У нас - один: застроить периметр квартала этажностью близкой к исторической: 2-3 этажа, часто плюс мансарда, а в глубине квартала поставить дом в 5-8 этажей. Этот подход методологически сегодня одинаков ко всем кварталам города. Я считаю, что кварталах примыкающих к бульвару Космонавтов и улице Карбышева, можно застраивать более свободно, в то же время в районе улиц 17 сентября, Советских пограничников, К. Маркса и внутри квартала строить не выше 2 этажей. Может быть даже открыть какие-то кварталы.

Попадая внутрь, во двор, современный горожанин или турист видят совсем другой уклад жизни, другую сторону медали, чувствуют другую атмосферу.

- Городские власти и архитекторов часто критикуют за пяти-девятиэтажные дома в историческом центре. По мнению критиков, дворы становятся похожими на колодцы, люди фактически живут в своей дорогой квартире, спрятавшись за плотными шторами.

- Считаю, что тема архитектурной критики сегодня очень актуальна. Критика нужна, но не "диванных экспертов", а действительно профессионалов, разбирающихся в вопросе. Сегодня профессиональной критики в архитектурной среде не хватает. Хотелось бы, чтобы среди практикующих архитекторов стало больше творческих индивидуальностей, мыслящих и созидающих архитекторов, которые, презентуя проект, говорят не о бюджете, а об идее. Хотя в последнее время такие личности стали появляться среди молодых архитекторов, и это вселяет оптимизм.

Подходы к историческому центру могут быть разными и это видно из мирового опыта: начиная от полного сохранения исторического центра и переноса современного Сити на новую площадку (например, Париж-Дэфанс) или интегрирования высотных зданий в центр, которые вблизи не воспринимаются, как - во Франкфурте-на-Майне.

Обычно люди вблизи воспринимают нижние «активные» для пешехода 2-3 этажа, где много деталей, архитектурных элементов, рекламы. Создается ощущение, что идешь по небольшому городу. Но отойди на расстояние - видишь силуэт мегаполиса.

Я не утверждаю, что это решение вопроса для Бреста. Но есть и такие варианты объединения современной и исторической застройки.

Важно понять и определить по какому пути идем мы.  Надеюсь, что в новом детальном плане удастся обозначить эти приоритеты.

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии 0

Нет комментариев
да, я родился и вырос в Бресте
57%
нет, я приехал из другого города
32%
это подозрительный вопрос, не буду на него отвечать
12%