Берестье в XVI веке
В XVI веке в Берестье, как в большинстве городов Великого княжества Литовского, широко распространился кальвинизм, реформационное движение, направленное против католицизма.
Берестейская кальвинистская община находилась под покровительством литовского магната Николая Радзивилла Чёрного, с 1550 года Берестейского старосты. С целью распространения идей кальвинизма в 1553 году Радзивилл Чёрный открывает в Берестье первую в Беларуси типографию. Осенью 1553 года в типографии были напечатаны Большой и Малый Катехизисы на польском языке и другие сочинения на религиозные темы. В связи со смертью первого печатника брестской типографии Бернарда Воеводки в июле 1554 года типография прервала свою деятельность и возобновила её только в 1558 году. Возглавил её Станислав Мурмелиус. Им было напечатано 16 книг. С Брестской типографией связано и имя одного из последователей Франциска Скорины, известного просветителя, переводчика, поэта и музыканта Циприяна Базылика. Именно под руководством Ц. Базылика Брестская типография достигла наибольшего расцвета.
4 сентября 1563 года вышла в свет Брестская библия, как её ещё называют Радзивиловская, т.к. она была издана на средства Радзивилла Чёрного.
В библии 738 страниц, 14 гравюр, иллюстраций, своеобразные заставки и виньетки. Некоторые брестские гравюры являются шедеврами белорусской графики, к ним, в первую очередь, относятся «Потоп», «Калены израилевы», «Фонтон». С большим мастерством выполнены заглавные буквы-инициалы. На первой странице библии – герб Радзивиллов, дальше идут посвящения королю и великому князю Сигизмунду Августу, предисловие, тексты Старого и Нового Заветов, календарь чтений. Впервые в истории книгопечатания в Беларуси здесь был помещён предметный указатель.
Дошедшие до нашего времени экземпляры этого редкого издания хранятся в фондах библиотек Кракова, Вильнюса, Москвы и Минска.
В 1564 году было напечатано 6 книг и среди них – «Псалтырь», анонимный «Разговор поляка с литвином», где поднимались важные государственные и общественно-политические проблемы государств Польши и Великого княжества Литовского накануне Люблинской унии (1569г.), а также антикатолическая поэма «Протэй».
Особое место в истории брестского книгопечатания занимает песенное творчество. Непосредственное участие в их издании принимал Циприян Базылик. Так в 1558 году был издан сборник песен Яна Зарембы, затем были изданы нотные сборники – канцыяналы, основу которых составляли народные мелодии, а поэтому они быстро распространились среди широких слоёв населения. В 1570 году типография в Бресте прекращает свою деятельность. К сожалению, брестские издания – величайшая редкость. Немногие экземпляры, сохранившиеся до наших дней, позволяют сделать вывод о значении Брестской типографии в истории книгопечатания на территории Великого княжества Литовского.
С Берестьем связано имя видного государственного деятеля Великого княжества Литовского Евстафия Воловича, который был назначен брестским старостой после смерти Радзивилла Чёрного. Он был одним из авторов Статута Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг.
Конец XVI века знаменуется в Бресте и открытием братской школы, на что было получено епископское разрешение и благословение в виде грамоты, датированной 6 июля 1590 года. Берестейцы с энтузиазмом взялись за её создание. На следующий год в здании напротив церкви Святого Николая начала действовать школа. В 1592 году из Львова в Берестье приехал работать наставником известный педагог Лаврентий Зизаний Тустановский. Работая в Берестье до 1596 года, он подготовил к печати первый в Беларуси и Украине букварь «Азбука». Титульный лист озаглавлен так: «Наука ку читанию, разуменю писма словенскаго, ту тыж о святой троици и о въчловечении господни». Внизу напечатаны выходные данные: «В Вилни в друкарни братской, року божьего 1596, а от здания мира, сем тысячного 104». «Азбука» состоит из алфавита, двухбуквенных и трёхбуквенных слогов, молитв для чтения, их толкования, толкового словаря – «Лексиса».
Педагогика братских школ того времени носила демократический характер. Согласно статута, в них могли обучаться мальчики всех без исключения сословий. Кроме богослужений, в братской школе преподавали грамматику, арифметику, геометрию, диалектику, риторику, астрономию и музыку. Занятия начинались с молитвы.
В большинстве городов Беларуси вследствие заключения Люблинской унии появились бесплатные иезуитские школы, в которых любой человек, независимо от социального происхождения, мог получить начальное образование. Но главной задачей этих школ была подготовка из числа местных жителей, убеждённых католиков, людей, преданных Речи Посполитой.
15 июня 1595 года в Бресте состоялся собор епископов, где было подписано обращение к папе римскому с просьбой присоединить их к католической церкви. Клемент VIII в Ватикане в декабре 1595 года принял посланцев – епископов луцкого Терлецкого и брестского Ипатия Потея, которые торжественно подписали и присягнули святейшему престолу 6 октября 1596 года. В Бресте состоялся собор. Несмотря на противостояние со стороны местного православного населения и большинства духовенства, униаты вместе с католическими епископами, представителями польского короля, а также сторонниками унии – митрополитом киевским Михаилом Рагоза, архиепископами Полоцким, Владимиро-Волынским и Пинским провозгласили унию. Митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули папе римскому. С этого времени, пользуясь поддержкой королевской власти, стали закрываться православные храмы.
К XVIII веку на землях Беларуси и Украины были ликвидированы православная иерархия и православные епархии. Это время великих потрясений и неофициальной религиозной войны в границах Великого княжества Литовского и Польской короны. С событиями этого времени связано имя Афанасия Филипповича, известного белорусского церковного деятеля, философа XVII века, ярого приверженца православия. Игумен Афанасий всю свою жизнь боролся за православную веру. Находясь в заточении, он в 1647 году написал свой «Дневник». В 1648 году он принял мученическую смерть около села Гершоны, что под Брестом. Игумен Афанасий Брестский был причислен к святым вскоре после своей кончины, в 1658 году.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии